Сибирские огни, 1965, №12
В нашей жизни — множество примеров человеческого благородства, взаимного уваж ения, дружбы . «Человек — самое ценное в мире!» — неустанно повторяем мы в газетах, книгах, лекциях. Мы стремимся перевоспитывать грубиянов, которых уж е не назовешь «родимыми пятнами капитализма» — о капитализме они знают лишь из исто рии. Критикуем невежливых продавцов, призываем к порядку в очередях на автобус. Но... и сегодня, четыре года спустя после рождения нашего прекрасного морального кодекса, мы довольно часто сетуем: кто-то не уступил места в трам вае старушке, рде-то девчонка-продавщица испортила вам настроение грубостью, прохожий случайно задел вас на улице и не извинился. И ж алуем ся друг другу: «Трудно претворять у нас в жизнь моральный кодекс!..» А что делает каж ды й из нас, чтоб он поскорее «претворился»? Вот если б все мы так по-хозяйски следили за порядком в нашем общем доме! ...Шумная, многолюдная Братислава — столица Словакии. На улицах — полно машин. Идут тяж елы е грузовики «Шкода», мягко катятся темно-красные троллейбусы, мчатся легковые «Татры», «Волги», «Мерседесы», «Фиаты», «Москвичи». На аккурат но выложенных чистых мостовых, как говорится, «полный порядок». Вот на перекрестке вспыхнул зеленый свет. Машины могут рвануться вперед. Но возле светофора зам еш калась женщина. Она что-то поправляет в своей продуктовой сумке. Нарушительница уличного порядка! Задерж и вает движение! Посигналить? Ничего подобного. Води тель ближ айшей машины выходит на мостовую: «Что случилось, соудруж ка? Вам по мочь?» Через минуту женщина и машины продолж аю т путь. В выигрыше и «наруши тельница», и водители. Они уберегли друг друга от волнения. ...Мы с Янко едем из редакции на берег Д у н ая в отель «Девин», где я живу. Спе шим: через час отправляться в дальнюю поездку. Нам надо пересечь магистральную улицу. Справа идет троллейбус. — Позор, Янко! (Осторожно!) — бросаю я по старой автолюбительской привычке. Янко, невозмутимо кивнув головой, не дум ает тормозить. Почему? Оказывается, во дитель, имея право проехать перекресток раньше нас, остановил троллейбус и машет рукой: «Д авайте, мол, я секундочку подожду! Вы ж е спешите...» Янко прижимает ру ку к сердцу, а я, не удерж авшись, кричу в окно справа по-словацки: «Дякуем вам!», а потом по-русски: «Спасибо!» Водитель — паренек в клетчатой рубашке и солнцеза щитных очках, улыбается. — П равила такие? — То не-е-е,— отвечает Янко,— то не закон. Он ж е видит: нам надо скоро. То — просто мораль. Вдоль набережной ползет здоровенный самосвал «Шкода». Везет глину. Шофер едет так, чтобы на асф альт не просыпалось ни крошки. Н а минутку притормозив, спра шивает: «Алло! Соудруг, маешь запалки?» (Спички). Выскочив из кабины, подбегает прикурить. Парень удивлен моим вопросом — почему так глину бережет? — Наш выряю на асф альт глины — кому-то придется убирать, да? Пы ль будет, а кругом — открытые окна. О казы вается, это тож е «просто мораль», о которой говорил Янко. ...Бензоколонка в Нитре. Городок, как мне сказали, районный Но здесь — асфальт, цветы, красивые магазины из стекла, алюминия и бетона. Бензоколонка белая, чи стенькая, как продовольственный магазин. На заправке — с десяток машин. На ас ф альте — ни капли пролитого бензина. Заправи в машину, шофер, подняв шланг, бе режно сливает остатки горючего в стоящее рядом красное ведро. И дело, видимо, не только в том, что в Чехословакии бензин значительно дорож е, чем у нас; водители не хотят, чтобы заправщице — симпатичной девушке в темно-вишневых форменных брю ках, пришлось за ними убирать. Нет предписаний, правил, обязательных постановле ний. Это — взаимоуваж ение людей, граж дан, тружеников, «просто мораль». ...Большое село по пути в Высокие Татры . М агазин «Потравины» (продукты ). На подоконнике снаружи — горшочки с цветами.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2