Сибирские огни, 1965, №12

На какой ЭВМ подсчитаешь, во что обходится государству сибирское бездорожье? Я не говорю уже о времени, потерянном в пути из-за малых скоростей, не говорю о болезнях нервной системы, которыми награж дает водительскую братию бездорож ье — ведь одно дело вести машину по бетонной ленте, а другое — нырять по ухабам того же «Московского тракта», запущенного в Сибири до невозможности. И каждый раз, вспоминая наши сибирские дороги, недоумеваешь: вот уже тридцать лет, с н а­ чала первой пятилетки, сибиряки слышат от планирующих органов: «На дороги де­ нег нет». Нет, Сибирь — не «кладовая», а драгоценный источник могущества страны! Си­ бирь кормит государство хлебом, углем, металлом, алмазами, лесом, а скоро зальет Страну нефтью и потоками электроэнергии. Надо скорее осваивать сокровища, надо скорее искать новые! «Людей мне! Больше людей!» — зовет Сибирь. Но.., как показывает статистика, в последнее время наблюдается «отлив» квалифицированной рабочей силы из Сибири. Почему? Потому что, по его же словам, прожиточный минимум сегодня в Сибири иной, нежели в европейской части страны. Впрочем, это ясно и без сложных научных исследований: житель Сухуми за деньги, которые сибиряк тратит на покупку зимнего пальто, меховых шапок, вале­ нок и прочих утепляющих предметов, купит себе больше легкого красивого платья, фруктов, мебели и всякой всячины. И потому, посмотрев на Сибирь из-за Урала, людц. кроме энтузиастов-комсомольцев, «делают тете ручкой». Шофер говорит: «Бездорож ье, а заработок такой же, как в России» Строитель вздыхает: «Морозяка, а заработаеш ь то же, что в Курске». Д а и другие профессии нынче что-то не ж алую т Сибирь своим бурным перелетом. Вот к чему приводит взгляд на Сибирь, как на «кладовую». Но интересы общества требуют, чтобы стала она уютной и благоустроенной. Н адо соз­ дать здесь такие условия, чтобы народ валил сюда валом. А для этого надо обеспе­ чить людям удобства и современный комфорт и, между прочим, строить хорошие дороги. Мы сетуем на недостаток жилья в крупных городах. А имела б Сибирь хорошие дороги, сколько людей могло б работать на заводах Новосибирска или Б арнаула, а ж ить в близлеж ащих селах? Пришла пора, чтоб Сибирь в смысле благоустройства выглядела не хуже Европы: она заслуж ивает такого внимания, ибо вес ее в жизни страны увеличивается с каж дым годом Ведь порой просто завидно становится сибиряку, видишь в газетах фото — новые санатории в Закарпатье, Грузии, Армении. А под боком, в Сибири, впустую бьют из-под земли собственные «нарзаны» и «ессентуки». Читаешь: в Белоруссии или на Украине повышаются скорости движения междугородних автобусов-экспрессов. А чго — в Сибири? Пусть суровый минфин подсчитает убытки, которые несет государство из-за того, что в Сибири не хватает рабочей силы, из-за того, что малолюдье не позволяет вести с должным размахом освоение сибирских сокровищ. И, может быть, решится внести предложение о «сибирской» надбавке к зарплате, а такж е изыщет возможности на благоустройство, на строительство дорог. А памятники и мемориальные доски — нам тоже нужны. Они по-своему воспиты­ вают людей особенно — молопежь. Они укрепляют чувства интернационализма и на­ циональной гордости... Но почему до сих пор мы не можем установить в Новосибирске памятник героям Сибирской добровольческой дивизии? А сколько было разговоров о памятнике прослав­ ленному поэту и герою — новосибирцу Борису Богаткову? Сколько лет ведется у нас «деловое» обсуждение сложнейшего в космическом веке вопроса, как заж ечь веч­ ный огонь р каменном факеле Сквера Героев Революции в Новосибирске? А поче­ му бы возле той же 50-й школы не установить памятник бывшему ее ученику, ставшему Героем Советского Союза, Валентину Подневичу? Пройдет мимо маль­ чишка. посмотрит на мужественное лицо юноши, прочтет о его подвиге, и загорит­ ся и сердце детском огонек мужества, патриотизма и уваж ения к старшим поко­ лениям..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2