Сибирские огни, 1965, №12
ста тысяч человек. В рядах повстанцев были не только словаки и чехи, но — русские, венгры, французы , бельгийцы и даже... немцы. — Д рались крепко. Но без Советского Сою за,— говорит Войтех,— повстанцам было б тяж ко. То ж такая сила, эти немцы... В помощь восстанию советское командование провело крупную операцию на Дук- линском перевале. Советская авиация перебрасывала в районы Словакии оружие, бое припасы, медикаменты, а вторая Ч ехословацкая авиадесантная бригада, сформирован ная в СССР, «сошла» на родную землю с крыльев советских самолетов. — Все было едно! — комментирует Янко рассказ Кондела,— все: хлеб, и патро ны, и кровь... * * ф Говорят, что иногда полезно поучиться д аж е у врага. Ну, а у друзей, у добрых соседей — тем более. И нам, дум ается, стоит многому поучиться у братской страны, которая за 20 лет после освобождения от фашистского ига сделала поистине огром ные успехи в развитии невых, социалистических отношений между людьми, в развитии экономики и культуры. И так — дороги. Однообразно гудит мотор, свистит за окном ветер. Но не утом ляет вас долгий путь. Дорогой можно лю боваться На обочинах — фруктовые деревья, пирамидальные тополя и ■рябины. На придорожном столбе — щит. На нем крупные буквы : «V itaem vas vu B re sla v e »— «Вас приветствует город Бреслав». И, честное слово, вам приятно от того, что вас приветствует целый город, в котором живут добрые, ду шевные люди. На всех перекрестках расставлены огромные круглые зеркала чтоб вы видели очередной перекресток и, упаси боже, не столкнулись с какой-либо машиной. Кстати, зеркала стоят уж е полтора десятка лет: их никто не разбивает. О вас позабо тились, сделав на этих перекрестках видимые издали таблицы: «До Праги — столько-то. Д о Брно — столько-то». А до ближ айш его городка совсем близко — всего 30 километ ров. Впрочем, вам совсем не обязательно ехать именно по этой дороге. В киоске вы можете купить карту чехословацких автострад — изяшную книжечку, из которой узнаете об отелях, леж ащих вдоль трассы. Она ж е расскаж ет, где можно пообедать, помож ет примерно прикинуть иену номера (отели в Чехословакии делятся на три класса: «А», «В» и «С», и обслуживание, скаж ем , в «С» на пять процентов дешевле, чем в «А»), Пересекаете городскую черту, и снова «До виденья в Бреславе»,— написано на таком ж е ярком придорожном щите. ...На спидометре — 100. Вдали виден крутой поворот. И сейчас ж е перед вами — броский щит; «Осторожно! Место частых аварий. 1500 м». Шофер, естественно, сбра сывает газ. Он — предельно осторожен На извилистой горной дороге в Татрах на щи тах _ надписи. «Благодарим вас за осторожную езду». Такие слова действуют на во дителя сильнее, чем обыкновенные дорожны е знаки, сухие и строгие. Кстати, ночью знаки, попадая в свет фар, буквально пылают: в краску добавляется немного фосфору. Мелочь? На первый взгляд — да. И даж е расточительность, подумать только, на что тратят дорогой фосфор? На пустяки! Но предоставим слово уж е знакомому нам Ян ко Будаю : — Много жизней сберегли эти мелочи,—1качает он головой.— Мы с тобой «на мотали» три тысячи километров. А хоть одну аварию ты видел? Нет, не видел, хотя машины здесь ходят, по нашим, сибирским понятиям, с су масшедшей скоростью. Это уж е не мелочь. ...Еду по этим великолепным «страдам», где тщательно выложен каж дый придо рожный камешек, где вдоль крутых откосов тянутся предохранительные барьеры из рельсов, где ночью справа и слева светятся столбики: «Смотри на наши огоньки!», где сотни знаков и указателей предупреждаю т о возможной опасности, и еше острее чув ствую: да, великое изобретение — автомобиль! Н а хорошей дороге. И повторяю мыс ленно: «Сибири бы такие автострады !»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2