Сибирские огни, 1965, №11

телей разных национальностей — и считает, что откликнулся на важную тему. Нет-нет да' и мелькнёт порой такая схема: тувин­ ский юноша, скажем, любит русскую де­ вушку— вот и показ дружбы народов. О. Саган-оол счастливо избежал таких банальностей и штампов и нашел свое ре­ шение темы Начав с пейзажной панорамы «высокоплечих» гор, автор ввел в это окру­ жение своего главного героя — тувинского паренька, пастуха-проводника Адар-оола, «черноглазого, загорелого парня, крепкого сложения, высокого роста». Адар-оол — не музейный манекен, одетый в национальный наряд. Он — сын этих гор, он прочно стоит на земле и зорко оглядывается вокруг, и глаза его темны, как ночи Тувы. Рядом с ним оказалась русская девушка — врач Ма- руся. Адар-оол застенчив и мужествен, Ма- руся полна жизни, энергии и любопытства. Они очень разные по жизненному и духов­ ному опыту, но дорога сближает их. Д е­ вушка принимает решение научиться тувин­ скому языку. Перед ней оказывается ро­ мантичный и, на первый взгляд, экзотиче­ ский край гор, грифов, сарлыков, снежных обвалов... Ее смушаег гостеприимство со­ всем незнакомых людей, восхищает красота здешних мест, трогает уважение и ласковое любопытство аратов, которые считают встре­ чу с русской «эмчи» хорошей приметой в дороге. Адар-оол закутывает ее, как ребен­ ка, в доху, оберегает в дальнем пути через перевалы, потому что Маруся послана иг далекой, но родной Москвы лечить аратов, их жен, сестер, детей. Он отвечает за без­ опасность этого человека перед всем наро­ дом Фабула рассказа, как видим, проста, но идейный заряд его значителен. ’ В литературе народов Сибири и Севера часто встречается образ врача, человека героического даже в самой будничной ра­ боте. В гравюрах и резьбе запечатлен са­ моотверженный труд советских медиков в тундре и тайге, в степи и высокогорье. Об­ раз Маруси из рассказа О. Саган-оола име­ ет много реальных прототипов в Туве. Не только личное обаяние и лирическая вооду- шевленность делают ее привлекательной. Главное в образе русского врача — интер­ национальные патриотические качества со­ ветского человека. Писатель хорошо пока­ зывает благотворное влияние русской де­ вушки на молодого тувинца и ответные душевные движения Адар-оола. В трудные минуты, когда жизнь героев висела на во­ лоске в разбушевавшейся стихии, Адар-оол не теряет внешней невозмутимости и рас- считанности движений, остается верным то­ варищем, ободряет хрупкую Марусю... Борь­ ба за жизнь больной тувинской девочки окончилась победой Маруси. И у Адар-оола она вызывает желание обязательно учиться дальше, не остаться неучем. Русская куль­ тура, русские люди принесли в этот далекий край не только тепло дружбы, но и жажду знаний. Как гласит тувинская пословица, без знаний и утро — ночь. Нередко образы русских людей не уда­ ются. Видимо, потому, что писателям на­ родов СССР не хватает нужных красок, чтобы передать красоту русской души, свое­ образие русского характера. А в рассказе О. Саган-оола вдохновение, тщательная об­ рисовка, глубокое проникновение писате­ ля во внутренний мир героини оказались залогом успеха. И успех тем более зна­ чителен, что высокая тема дружбы наро­ дов решена в произведении ярко и убеди­ тельно. Широко известен рассказ Салчака Тока «Охота на волков». Рассказ ведется от ли­ ца знатного скотовода Чамыяна. Морозным вечером к нему приехал известный охотник на волков Улуур-Херел. Обеспокоенный тем, что вокруг колхозного стада несколько дней бродят волки, Чамыян поделился своей тре­ вогой с охотником. Тот предложил ему от­ правиться на охоту. Высокое мастерство, большая выдержка, мужество Улуур-Хере- ла производят неизгладимое впечатление. Робкий и боязливый Чамыян вскоре сам становится знаменитым истребителем вол­ ков Убедительно показано, что движущей силой поведения Чамыяна было чувство от­ ветственности за колхозное стадо, за кол­ хозную собственность. Чамыян уже не пред­ ставляет без колхозов своего богатейшего края. Рассказ воспринимается не как слу­ чайный эпизод, я как характерные будни из жизни тувинских аратов, которые живут новой, оседлой, колхозной жизнью. Образ положительного героя нашел свое­ образное решение в рассказе С. Сарыг-оола «Огненные телеги». Писатель очень взвол­ нованно и поэтично передал состояние ту­ винского мальчика, который впервые в жиз­ ни увидел машину. В произведении автома­ шина становится символом новой жизни, образом индустриального будущего тувин­ ского края. Неразлучными спутниками маленького Адавастая были голод, стужа, упреки да побои хозяина. Ночью потихоньку от хозяев мальчик бежит за несколько километров на большую трактовую дорогу, чтобы собствен­ ными глазами увидеть чудо-машину. Образ­ но передает автор испуг, удивление и любо­ пытство мальчика: яркая фара ему кажется луной, спустившейся на землю, а рокот мо­ тора — ударами шамана по гигантскому бубну, тень — похожей на большую ля­ гушку С. Сарыг-оол запечатлел важный исто­ рический момент — вхождение в быт тувин­ ского народа техники, формирование рабо­ чего класса в Туве. Мальчик-сирота стал трактористом, перед ним раскрылись широ­ кие двери всего мира. По объему материала, широкому, нето­ ропливому изображению рассказ об Эргеп- пее С. Пюрбю выглядит как начало боль­ шого эпическою полотна. Много лет Эргеппей пас табуны бая. Но пришел конец его покорности и терпению. Оседлав луишего скакуна, он спешит к пар­ тизанам. Теперь сам Эргеппей несет слово

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2