Сибирские огни, 1965, №11
телей разных национальностей — и считает, что откликнулся на важную тему. Нет-нет да' и мелькнёт порой такая схема: тувин ский юноша, скажем, любит русскую де вушку— вот и показ дружбы народов. О. Саган-оол счастливо избежал таких банальностей и штампов и нашел свое ре шение темы Начав с пейзажной панорамы «высокоплечих» гор, автор ввел в это окру жение своего главного героя — тувинского паренька, пастуха-проводника Адар-оола, «черноглазого, загорелого парня, крепкого сложения, высокого роста». Адар-оол — не музейный манекен, одетый в национальный наряд. Он — сын этих гор, он прочно стоит на земле и зорко оглядывается вокруг, и глаза его темны, как ночи Тувы. Рядом с ним оказалась русская девушка — врач Ма- руся. Адар-оол застенчив и мужествен, Ма- руся полна жизни, энергии и любопытства. Они очень разные по жизненному и духов ному опыту, но дорога сближает их. Д е вушка принимает решение научиться тувин скому языку. Перед ней оказывается ро мантичный и, на первый взгляд, экзотиче ский край гор, грифов, сарлыков, снежных обвалов... Ее смушаег гостеприимство со всем незнакомых людей, восхищает красота здешних мест, трогает уважение и ласковое любопытство аратов, которые считают встре чу с русской «эмчи» хорошей приметой в дороге. Адар-оол закутывает ее, как ребен ка, в доху, оберегает в дальнем пути через перевалы, потому что Маруся послана иг далекой, но родной Москвы лечить аратов, их жен, сестер, детей. Он отвечает за без опасность этого человека перед всем наро дом Фабула рассказа, как видим, проста, но идейный заряд его значителен. ’ В литературе народов Сибири и Севера часто встречается образ врача, человека героического даже в самой будничной ра боте. В гравюрах и резьбе запечатлен са моотверженный труд советских медиков в тундре и тайге, в степи и высокогорье. Об раз Маруси из рассказа О. Саган-оола име ет много реальных прототипов в Туве. Не только личное обаяние и лирическая вооду- шевленность делают ее привлекательной. Главное в образе русского врача — интер национальные патриотические качества со ветского человека. Писатель хорошо пока зывает благотворное влияние русской де вушки на молодого тувинца и ответные душевные движения Адар-оола. В трудные минуты, когда жизнь героев висела на во лоске в разбушевавшейся стихии, Адар-оол не теряет внешней невозмутимости и рас- считанности движений, остается верным то варищем, ободряет хрупкую Марусю... Борь ба за жизнь больной тувинской девочки окончилась победой Маруси. И у Адар-оола она вызывает желание обязательно учиться дальше, не остаться неучем. Русская куль тура, русские люди принесли в этот далекий край не только тепло дружбы, но и жажду знаний. Как гласит тувинская пословица, без знаний и утро — ночь. Нередко образы русских людей не уда ются. Видимо, потому, что писателям на родов СССР не хватает нужных красок, чтобы передать красоту русской души, свое образие русского характера. А в рассказе О. Саган-оола вдохновение, тщательная об рисовка, глубокое проникновение писате ля во внутренний мир героини оказались залогом успеха. И успех тем более зна чителен, что высокая тема дружбы наро дов решена в произведении ярко и убеди тельно. Широко известен рассказ Салчака Тока «Охота на волков». Рассказ ведется от ли ца знатного скотовода Чамыяна. Морозным вечером к нему приехал известный охотник на волков Улуур-Херел. Обеспокоенный тем, что вокруг колхозного стада несколько дней бродят волки, Чамыян поделился своей тре вогой с охотником. Тот предложил ему от правиться на охоту. Высокое мастерство, большая выдержка, мужество Улуур-Хере- ла производят неизгладимое впечатление. Робкий и боязливый Чамыян вскоре сам становится знаменитым истребителем вол ков Убедительно показано, что движущей силой поведения Чамыяна было чувство от ветственности за колхозное стадо, за кол хозную собственность. Чамыян уже не пред ставляет без колхозов своего богатейшего края. Рассказ воспринимается не как слу чайный эпизод, я как характерные будни из жизни тувинских аратов, которые живут новой, оседлой, колхозной жизнью. Образ положительного героя нашел свое образное решение в рассказе С. Сарыг-оола «Огненные телеги». Писатель очень взвол нованно и поэтично передал состояние ту винского мальчика, который впервые в жиз ни увидел машину. В произведении автома шина становится символом новой жизни, образом индустриального будущего тувин ского края. Неразлучными спутниками маленького Адавастая были голод, стужа, упреки да побои хозяина. Ночью потихоньку от хозяев мальчик бежит за несколько километров на большую трактовую дорогу, чтобы собствен ными глазами увидеть чудо-машину. Образ но передает автор испуг, удивление и любо пытство мальчика: яркая фара ему кажется луной, спустившейся на землю, а рокот мо тора — ударами шамана по гигантскому бубну, тень — похожей на большую ля гушку С. Сарыг-оол запечатлел важный исто рический момент — вхождение в быт тувин ского народа техники, формирование рабо чего класса в Туве. Мальчик-сирота стал трактористом, перед ним раскрылись широ кие двери всего мира. По объему материала, широкому, нето ропливому изображению рассказ об Эргеп- пее С. Пюрбю выглядит как начало боль шого эпическою полотна. Много лет Эргеппей пас табуны бая. Но пришел конец его покорности и терпению. Оседлав луишего скакуна, он спешит к пар тизанам. Теперь сам Эргеппей несет слово
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2