Сибирские огни, 1965, №11

ему «жить с веком наравне». Не об этом ли недавно вел взволнованный разговор со страниц «Литературной газеты» и чукотский писатель Юрий Рытхэу? Однако не только об оленеводах идет речь в «Синем ветре каслания» — в их жиз­ ни, отношениях, прошлом и настоящем встает вся история манси, небольшого на­ рода, возрожденного Октябрем. «Высоко подняли нас время и руки советского наро­ да... по-другому мыслим мы и видим мир новыми глазами»,— признается Юван Ше- сталов. Расширяя рамки книги (то воспомина­ ниями о детстве и юности, то очерками о своих сверстниках), автор показывает рази­ тельные перемены, изменившие облик Севе­ ра. Там, где еще недавно «тихое Березове дремало», газ уже работает на северянина, и «огненная вода» — нефть стала понятным словом. «Обыкновенная девушка» Наста — умеет лечить своих земляков, а простые мансийские парни становятся и учителями, и геологами, и инженерами. Скоро дети оле­ неводов полетят и к «длинноногим звез­ дам», что так загадочно мерцают над стой­ бищем. Скоро! Но всей своей книгой — страстно, настойчиво — зовет писатель не забывать и земных дел, полных радости, дерзаний, открытий. «Синий ветер каслания» — первое произ­ ведение в прозе Ювана Шесталова. Но и здесь вы почувствуете поэта — вчитайтесь в эти то страстные, то гневные страницы, вслушайтесь в певучий ритм лирических от­ ступлений, в поэтическую напевность пей­ зажных зарисовок. Ю. Ш епалов умеет найти красоту и в суровых просторах Севера, и в труде людей, он умеет обычное сделать удивительным, праздничным. Посмотрите, например, как вдохновенно описана рыбная ловля, сколько веселья, азарта, наслаждения дружной ра­ ботой в этой сцене. Вот вытянут невод, и блестят, плещутся в мотне «и щуки полоса­ тые, как осенняя грава, и язи тупоголовые, сверкающие от золотого заката, и усатые налимы со слизистыми хвостами, и нежные сырки, что серебрянее снега...» Природу писатель чувствует очень тон­ ко, она точно оживает под его пером, на­ полняется волшебством жизни. «...Над бе­ лым запорошенным тальником хмурится скупое солнце. По бокам его радужные кру­ ги. Солнце мерзнет. Оно надело золотые рукавицы. Потрескивают деревья. Кажется, яркий, искрящийся снег грешит. А зарумя­ нившееся небо будто звенит...» Образность его своеобразна, националь­ на, близка его поэзии. «...Лиственницы буд­ то оделись в серебристую чешую...» «...Тает снег, к несмелыми горностаями выбегают из-под снега первые ручейки...» Кажется, что Ювану Шесталову подчас трудно удержаться в рамках прозы, управ­ ляться со словами, которые упорно стремят­ ся к песенному ладу, к певучести стиха (поэтому, должно быть, так легко и естест­ венно включаются в книгу стихотворные куски). И тем огорчительнее вдруг встретить рядом страницы сухие, невыразительные, нехудожественные. Иногда это фактический материал, непереплавленный, взятый сырьем («Беседа о медвежьем празднике», «Май­ ская вьюга» и др.); или перечислительные, какие-то канцелярски-описательные страни­ цы в главах об Итье Татье, Арсентии и дру­ гих героях. Понимаешь, что это первая ра­ бота в прозе Ю. Шесталова, но скидку де­ лать не хочется, потому что недостатки книги не так уж сложны, и досадуешь, что автор прошел мимо них, не доработал чер­ новых страниц. Писательская небрежность нетерпима в любом произведении, но осо­ бенно она мешает в такой бессюжетной, ли- рически-раздумной книге, книге, подкупаю­ щей не остротой событий, не яркостью крупных характеров, а своей эмоциональ­ ной напряженностью, поэтичностью, любо­ вью к родному краю, к людям, умеющим чувствовать романтику будничных дел. М. Х а д а х а н э ТУВИНСКИЕ РАССКАЗЫ р ассказ является новым жанром в ту- * винской литературе. В пятидесятые годы он вышел на широкую дорогу, и его успехи видны теперь не только тувинскому читателю. Отрадное свидетельство тому — издание первого сборника тувинских расска­ зов в Москве1. Главный герой тувинских рассказов — человек-труженик. Тематически рассказы довольно разнообразны: рост нового челове­ ка, дружба народов, пафос труда, мир при­ роды, историческое прошлое. Возникает яр­ кая картина тувинской жизни, художествен­ но воссозданная общими усилиями старше­ го и молодого поколения писателей. В рассказе О. Саган-оола «Дружба» раскрывается нерушимая, крепнущая год от года дружба русского и тувинского наро­ дов. Написанный почти два десятилетия на­ зад, этот рассказ и сегодня по праву зани­ мает доброе место в сознании тувинских читателей Писатель легко мог оказаться в плену банальности при решении ответствен­ ной темы. Ведь наивное, упрощенное пони­ мание сути интернационализма нередко еще встречается в литературной практике. И зо­ бразит иной писатель двух-трех представи­ 1 Тувинские рассказы. М., «Сов. Россия», 1964.,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2