Сибирские огни, 1965, №11
ему «жить с веком наравне». Не об этом ли недавно вел взволнованный разговор со страниц «Литературной газеты» и чукотский писатель Юрий Рытхэу? Однако не только об оленеводах идет речь в «Синем ветре каслания» — в их жиз ни, отношениях, прошлом и настоящем встает вся история манси, небольшого на рода, возрожденного Октябрем. «Высоко подняли нас время и руки советского наро да... по-другому мыслим мы и видим мир новыми глазами»,— признается Юван Ше- сталов. Расширяя рамки книги (то воспомина ниями о детстве и юности, то очерками о своих сверстниках), автор показывает рази тельные перемены, изменившие облик Севе ра. Там, где еще недавно «тихое Березове дремало», газ уже работает на северянина, и «огненная вода» — нефть стала понятным словом. «Обыкновенная девушка» Наста — умеет лечить своих земляков, а простые мансийские парни становятся и учителями, и геологами, и инженерами. Скоро дети оле неводов полетят и к «длинноногим звез дам», что так загадочно мерцают над стой бищем. Скоро! Но всей своей книгой — страстно, настойчиво — зовет писатель не забывать и земных дел, полных радости, дерзаний, открытий. «Синий ветер каслания» — первое произ ведение в прозе Ювана Шесталова. Но и здесь вы почувствуете поэта — вчитайтесь в эти то страстные, то гневные страницы, вслушайтесь в певучий ритм лирических от ступлений, в поэтическую напевность пей зажных зарисовок. Ю. Ш епалов умеет найти красоту и в суровых просторах Севера, и в труде людей, он умеет обычное сделать удивительным, праздничным. Посмотрите, например, как вдохновенно описана рыбная ловля, сколько веселья, азарта, наслаждения дружной ра ботой в этой сцене. Вот вытянут невод, и блестят, плещутся в мотне «и щуки полоса тые, как осенняя грава, и язи тупоголовые, сверкающие от золотого заката, и усатые налимы со слизистыми хвостами, и нежные сырки, что серебрянее снега...» Природу писатель чувствует очень тон ко, она точно оживает под его пером, на полняется волшебством жизни. «...Над бе лым запорошенным тальником хмурится скупое солнце. По бокам его радужные кру ги. Солнце мерзнет. Оно надело золотые рукавицы. Потрескивают деревья. Кажется, яркий, искрящийся снег грешит. А зарумя нившееся небо будто звенит...» Образность его своеобразна, националь на, близка его поэзии. «...Лиственницы буд то оделись в серебристую чешую...» «...Тает снег, к несмелыми горностаями выбегают из-под снега первые ручейки...» Кажется, что Ювану Шесталову подчас трудно удержаться в рамках прозы, управ ляться со словами, которые упорно стремят ся к песенному ладу, к певучести стиха (поэтому, должно быть, так легко и естест венно включаются в книгу стихотворные куски). И тем огорчительнее вдруг встретить рядом страницы сухие, невыразительные, нехудожественные. Иногда это фактический материал, непереплавленный, взятый сырьем («Беседа о медвежьем празднике», «Май ская вьюга» и др.); или перечислительные, какие-то канцелярски-описательные страни цы в главах об Итье Татье, Арсентии и дру гих героях. Понимаешь, что это первая ра бота в прозе Ю. Шесталова, но скидку де лать не хочется, потому что недостатки книги не так уж сложны, и досадуешь, что автор прошел мимо них, не доработал чер новых страниц. Писательская небрежность нетерпима в любом произведении, но осо бенно она мешает в такой бессюжетной, ли- рически-раздумной книге, книге, подкупаю щей не остротой событий, не яркостью крупных характеров, а своей эмоциональ ной напряженностью, поэтичностью, любо вью к родному краю, к людям, умеющим чувствовать романтику будничных дел. М. Х а д а х а н э ТУВИНСКИЕ РАССКАЗЫ р ассказ является новым жанром в ту- * винской литературе. В пятидесятые годы он вышел на широкую дорогу, и его успехи видны теперь не только тувинскому читателю. Отрадное свидетельство тому — издание первого сборника тувинских расска зов в Москве1. Главный герой тувинских рассказов — человек-труженик. Тематически рассказы довольно разнообразны: рост нового челове ка, дружба народов, пафос труда, мир при роды, историческое прошлое. Возникает яр кая картина тувинской жизни, художествен но воссозданная общими усилиями старше го и молодого поколения писателей. В рассказе О. Саган-оола «Дружба» раскрывается нерушимая, крепнущая год от года дружба русского и тувинского наро дов. Написанный почти два десятилетия на зад, этот рассказ и сегодня по праву зани мает доброе место в сознании тувинских читателей Писатель легко мог оказаться в плену банальности при решении ответствен ной темы. Ведь наивное, упрощенное пони мание сути интернационализма нередко еще встречается в литературной практике. И зо бразит иной писатель двух-трех представи 1 Тувинские рассказы. М., «Сов. Россия», 1964.,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2