Сибирские огни, 1965, №11

Горькие приметы военных лет запечат­ лены в стихотворении Ильи Фонякова «Ючереди», в стихах Леонида Чикина, по­ знавшего, как война украла у детей дет­ ство. Для детей, слишком рано ставших взрослыми, принявших на свои неокрепшие плечи непосильный труд, собранное ими сено «пахло... близким детством, которое давно прошло» (Леонид Чикин). Так война вошла в творчество поэтов, не знавших фронта, но ставших не просто свидетелями, а участниками войны. «Обелиск» — третий и последний раздел сборника. Это — стихи поэтов-сибиряков, погибших на фронтах Великой Отечествен­ ной войны. Об этих стихах трудно говорить, трудно писать, потому что это не только стихи. Это — исповедь чистых и смелых душ; здесь искренность каждого слова подкрепле­ на кровью и самой жизнью поэтов. Все они могли сказать вместе с Георгием Суворовым: В воспоминаньях мы тужить не будем. Зачем туманить грустью ясность дней? Свой добрый век мы прожили как люди И для людей. Не случайно заключительные строки этого четверостишия стали поэтической фор­ мулой, выражающей суть подвига во имя Родины. Читаешь стихи Евгения Березницкого, Бориса Богаткова, Георгия Доронина, Иоси­ фа Ливертовского, Владимира Чугунова — и с глубокой болью осознаешь, что каждый из них стоял в самом начале своего поэ­ тического пути, что война оборвала их творчество, их жизни. Когда Георгий Суво­ ров писал о родных нивах — Средь этих нив я лягу и умру, Чтобы еще звончей, еще чудесней Летела песня утром на ветру,— он понимал, что это — не фраза: каждым своим шагом он шел к подвигу не только ратному, но и поэтическому: «средь этих нив я собирал слова». 12 апреля 1943 года Владимир Чугунов написал стихи о кукушке. Там были такие бтроки: Хорошая народная примета: Н ам ж ить сто лет, все поровну деля — Всю ярость бурь и солнечного света, Чем так богата русская земля, . Владимиру Чугунову и его соратникам- поэтам не пришлось «жить сто лет» — они не дожили и до тридцати. И все-таки они проживут дольше, ибо стали бессмертными в памяти народной... Они погибли молодыми, не раскрыв всех своих возможностей. Но разве могли они избрать себе другую судьбу? Молодость за все родное биться Повела ребят в огонь и дым, И спешу я присоединиться К' возмужавшим сверстникам своим! Эти строки Борис Богатков мог произ­ нести от имени всего своего поколения, на долю которого выпала великая честь сра­ жаться за родную землю, за жизнь, за будущее... К. А н т о ш и н ПОВЕСТЬ О ПРОШЛОМ. ГЛ стория некогда могущественного, а * 1 после нашествия монголов — немно­ гочисленного, но не сломленного хакас­ ского народа содержит немало героических страниц, свидетельствующих о беззаветном мужестве древних хакасов, их свободолю­ бии и горячей любви к родному краю. Первым произведением советской исто­ рической прозы, посвященным прошлому хакасов, явилась повесть Б. Балтера «О чем молчат камни»1. Она рассказывает о собы­ тиях двухсотпягидесягилетней давности, о том времени, когда джунгарские ханы, вос­ пользовавшись войной русских со шведами, замыслили отторгнуть от России хакасов, принявших русское подданство, увести их в Джунгарию... В процессе работы над исторической по­ вестью перед писателем вставала трудная задача — найти верное решение неосвещен­ ной в литературе гемы, проникнуть в суще­ ство давно отшумевших событий и — са­ мое важное — показать народ в лице раз­ личных его представителей, поведать о том, чем жили в эти грудные годы хакасы, испы­ тывавшие тяжкий двойной гнет враждую­ щих между собой восточных и западных монголов. Именно в это напряженное и тра­ гическое время завязалась тесная дружба между хакасами и русскими. Сближение двух народов, как об этом рассказывается в повести Б Балтера, возникало на почве трудовых интересов хакасской бедноты и русских казаков, в совместной борьбе с джунгарами. Эта мысль развивается и в главной сюжетной линии повести, представ­ ляющей рассказ об освобождении из джун­ гарского плена казачьим отрядом атамана Марьясова около семи тысяч хакасов, и на примере дружбы удалого казака Ивашки с хакасским юношей, смелым охотником и воином Кайыргасом. Неспокойно жилось русским людям на дальней сибирской границе Российского го­ сударства: почти не прекращающиеся набе­ 1 Б. Б а л т е р . О чем молчат камни. По­ весть. Красноярское книжное издательство, 1964.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2