Сибирские огни, 1965, №11
Горькие приметы военных лет запечат лены в стихотворении Ильи Фонякова «Ючереди», в стихах Леонида Чикина, по знавшего, как война украла у детей дет ство. Для детей, слишком рано ставших взрослыми, принявших на свои неокрепшие плечи непосильный труд, собранное ими сено «пахло... близким детством, которое давно прошло» (Леонид Чикин). Так война вошла в творчество поэтов, не знавших фронта, но ставших не просто свидетелями, а участниками войны. «Обелиск» — третий и последний раздел сборника. Это — стихи поэтов-сибиряков, погибших на фронтах Великой Отечествен ной войны. Об этих стихах трудно говорить, трудно писать, потому что это не только стихи. Это — исповедь чистых и смелых душ; здесь искренность каждого слова подкрепле на кровью и самой жизнью поэтов. Все они могли сказать вместе с Георгием Суворовым: В воспоминаньях мы тужить не будем. Зачем туманить грустью ясность дней? Свой добрый век мы прожили как люди И для людей. Не случайно заключительные строки этого четверостишия стали поэтической фор мулой, выражающей суть подвига во имя Родины. Читаешь стихи Евгения Березницкого, Бориса Богаткова, Георгия Доронина, Иоси фа Ливертовского, Владимира Чугунова — и с глубокой болью осознаешь, что каждый из них стоял в самом начале своего поэ тического пути, что война оборвала их творчество, их жизни. Когда Георгий Суво ров писал о родных нивах — Средь этих нив я лягу и умру, Чтобы еще звончей, еще чудесней Летела песня утром на ветру,— он понимал, что это — не фраза: каждым своим шагом он шел к подвигу не только ратному, но и поэтическому: «средь этих нив я собирал слова». 12 апреля 1943 года Владимир Чугунов написал стихи о кукушке. Там были такие бтроки: Хорошая народная примета: Н ам ж ить сто лет, все поровну деля — Всю ярость бурь и солнечного света, Чем так богата русская земля, . Владимиру Чугунову и его соратникам- поэтам не пришлось «жить сто лет» — они не дожили и до тридцати. И все-таки они проживут дольше, ибо стали бессмертными в памяти народной... Они погибли молодыми, не раскрыв всех своих возможностей. Но разве могли они избрать себе другую судьбу? Молодость за все родное биться Повела ребят в огонь и дым, И спешу я присоединиться К' возмужавшим сверстникам своим! Эти строки Борис Богатков мог произ нести от имени всего своего поколения, на долю которого выпала великая честь сра жаться за родную землю, за жизнь, за будущее... К. А н т о ш и н ПОВЕСТЬ О ПРОШЛОМ. ГЛ стория некогда могущественного, а * 1 после нашествия монголов — немно гочисленного, но не сломленного хакас ского народа содержит немало героических страниц, свидетельствующих о беззаветном мужестве древних хакасов, их свободолю бии и горячей любви к родному краю. Первым произведением советской исто рической прозы, посвященным прошлому хакасов, явилась повесть Б. Балтера «О чем молчат камни»1. Она рассказывает о собы тиях двухсотпягидесягилетней давности, о том времени, когда джунгарские ханы, вос пользовавшись войной русских со шведами, замыслили отторгнуть от России хакасов, принявших русское подданство, увести их в Джунгарию... В процессе работы над исторической по вестью перед писателем вставала трудная задача — найти верное решение неосвещен ной в литературе гемы, проникнуть в суще ство давно отшумевших событий и — са мое важное — показать народ в лице раз личных его представителей, поведать о том, чем жили в эти грудные годы хакасы, испы тывавшие тяжкий двойной гнет враждую щих между собой восточных и западных монголов. Именно в это напряженное и тра гическое время завязалась тесная дружба между хакасами и русскими. Сближение двух народов, как об этом рассказывается в повести Б Балтера, возникало на почве трудовых интересов хакасской бедноты и русских казаков, в совместной борьбе с джунгарами. Эта мысль развивается и в главной сюжетной линии повести, представ ляющей рассказ об освобождении из джун гарского плена казачьим отрядом атамана Марьясова около семи тысяч хакасов, и на примере дружбы удалого казака Ивашки с хакасским юношей, смелым охотником и воином Кайыргасом. Неспокойно жилось русским людям на дальней сибирской границе Российского го сударства: почти не прекращающиеся набе 1 Б. Б а л т е р . О чем молчат камни. По весть. Красноярское книжное издательство, 1964.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2