Сибирские огни, 1965, №11
во имя выразительности поэт может пре небречь и ритмом (точнее — дать неожи данный ритм). Это в полной мере относится и к стихам Есенина. Город, город, ты в схватке жестокой Окрестил нас как падаль и мразь. Стынет поле в тоске волоокой, Телеграфными столбами давясь. Прочтите, скажем, «верстовыми столба ми давясь» — сохранится ритм, но утра тится выразительность, не будет «неудоб ства» в чтении, вызывающего почти физиче ское ощущение образа. В «Балладе о 26» меняется мелодия не одной строки, а целой строфы: Ночь, как дыню. Катит луну. Море в берег Струит волну. И — сразу — другой ритм, словно рекви ем хора: Вот в такую ж е ночь И туман Расстрелял их О тряд англичан. Один «лишний» слог создает порой тот контраст ритмов, в котором четко видно единство содержания, образа и ритма. Много в России Троп. Что ни тропа — То гроб. Что ни верста — То крест. Д о енисейских мест.., Далеко идти до енисейских мест. И по является «лишний» слог, замедляющий ритм: Д о енисейских мест — Шесть тысяч один сугроб. В «своих» темах Есенина всегда очень легко узнать по ритму и интонации. Эти темы — неразделимо сплетенные — Родина и собственная жизнь. Право на тему своих страстей и противоречий поэт оплатил по трясающей искренностью. Некоторые исследователи непременно желают отделить «лирического героя» Есе нина от автора. Но стихи его — это почти документы, где стихотворение всегда либо разговор, либо письмо, либо исповедь. Вряд ли можно опровергнуть признания самого поэта: «Все творчество мое есть плод моих индивидуальных чувств и умонастроений»1. «Что касается остальных автобиографиче ских сведений,— они в моих стихах»2. А вот что говорит Николай Асеев: «Би ографию свою он положил в основу своей популярности... Неподвижною точкой перед сознанием читателя он поставил самого себя. Фиксировав это сознание, он... брал 1 С. Е с е н и н , т. 5, стр. 77. 2 Там ж е, стр. 22. его в плен и тогда вводил в него настоящие свои, великолепные строки»1. Однако ника кая биография, даже более скандальная, чем есенинская, не спасла бы поэта от заб вения, не будь этих «настоящих, великолеп ных строк», не будь кропотливой работы над стихом (благодаря пятитомнику, мы знаем теперь варианты сотен строк, над которыми бился Есенин), не буль тончай шего чутья поэта к звуку и слову. Чувственность есенинских образов, экс прессивная повествовательность многих сти хов и поэм достигались доверительностью разговорных интонаций, вопросами и отве тами автора, смыслом обязательных пауз в этой речи: ...Что видел я? Я видел только бой Д а вместо песен Слышал канонаду. Не потому ли с желтой головой Я по планете бегал до упаду?.. ...Я человек не новый! Что скрывать?.. И — удивительный по выразительности образ смятенности и боли, раздвоения (пусть «пострадали» логика и грамматика!): ...Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать стальную рать. Скольжу и падаю дру ою... Грамматика — рабыня поэзии. И когда поэту надо рассказать, что он «очень и очень болен», ему мало метафоры «голова на ноге шеи», он выворачивает метафору: ...Голова моя машет ушами, К ак крыльями птица. . Ей на шее ноги М аячить больше невмочь... Иначе, стало быть, нельзя было сказать, чтоб боль не выглядела на уровне «рядо вой мигрени», как в «Дневнике поэта» за метил Асеев. Почему — так, а не иначе? Этот вопрос правомерен для любого поэтического от крытия. Ответить на него нельзя: «озаре ние», нахождение художественных средств— тайна таланта, «метафизика формы». Боль ше того — почему человек, чтоб рассказать о себе, о времени, вдруг говорит стихами? «Разве это не сумасшествие,— удивлялся еще Щедрин,— по целым дням ломать го лову, чтобы живую, естественную, челове ческую речь втискивать во что бы то ни стало в размеренные, рифмованные строки. Это все равно, что кто-нибудь вздумал бы ходить не иначе как по разостланной вере вочке, да непременно еще на каждом шагу приседая»2. Простое дело — расчленить эти «присе дания» на стопы, пересчитать их и сделать вывод, что у Сергея Есенина преобладает пятистопный хорей. 1 Н. А с е е в . Дневник поэта. «Прибой*. 1929, стр. 46. 2 М. С а л т ы к о в-Щ е д р и н, Соч., СПб., 1890, т. 9. стр. XX.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2