Сибирские огни, 1965, №11
Слушатель принимает это важнейшее «может», и поэт дает в следующей строфе еще более смелый, чувственный образ: ...Так и хочется к телу прижать Обнаженные груди берез! А вот «другая» зима. Метель, и «озяб шая светит луна». Другое настроение у че ловека, который «много любил и много страдал». И рождается мысль — образ: «ка жется», это уходит юность... ...А за окном под метельные всхлипы, В диком и шумном метельном чаду. К аж ется мне — осыпаются липы, Белые липы в нашем саду... Порой один образ рождает следующий, развертывается в целую гамму образов. Так развивается метафора «руки-лебеди» в «Персидских мотивах». Руки милой — пара лебедей — В золоте волос моих ныряют..* Эти белые руки женщины получают по том эпитет «лебяжьи». А «лебяжьи руки»— это уже крылья: И меня твои лебяж ьи руки О бвивали, словно два крыла. Такое «размножение» образа может сде лать стих перенасыщенным; но у Есенина— очень тонкое чувство меры, поэтому пред мет речи остается понятным. Так, когда ста рая изба получает эпитет-метафору «стару ха», порог избы становится «челюстью» ее. Есть челюсть — можно жевать. Но что ж е вать такой старой челюстью? Только «мя киш»! Не слишком ли далеко это уводит поэта? О красном вечере задум алась дорога, Кусты рябин туманней глубины. И зба-старуха челюстью порога Ж ует пахучий мякиш тишины. И этот «мякиш тишины» возвращает нас от ассоциаций к реальному пейзажу. С каж дым днем я становлюсь чужим И себе и жизнь кому велела,— пишет поэт. И развертывая метафору, объ ясняет — как он становится чужим: Где-то в поле чистом, у межи Оторвал я тень свою от тела. Тень начинает жить самостоятельной жизнью: Н еодетая она ушла, Взяв мои изогнутые плечи... А может, это и не тень уже, а люби мая? — Где-нибудь теперь она далече И другого нежно обняла. М ожет быть, склоняйся к нему. Про меня она совсем забы ла И, вперившись в призрачную тьму, Складки губ и рта переменила... И любимая, хотя и «живет по звуку прежних лет», потеряна навсегда. Это не тень: Я целую синими губами Черной тенью тиснутый портрет. Это пример сложного, композиционного развития метафоры, которым Есенин поль зуется нередко. Так строится стихотворение, посвященное Л. И. Кашиной («Зеленая при ческа, девическая грудь...»), так же построе ны «Цветы», «Клен ты мой опавший», «От говорила роща золотая» и некоторые другие. Причем развивается в большинстве случаев лишь один вид метафоры — олицетворение, одушевление предметов природы, свойствен ное более, чем кому-либо, Есенину и рус ской народной песне (стоит вспомнить хотя бы «Что стоишь, качаясь, горькая рябина»). Но если у народа психологическая оцен ка предметов и явлений природы постоянна, то Есенин в своем отношении к «одушев ляемой плоти» очень разнообразен. Луна, «замызганная» в сотнях стихов до Есенина, живет у него особой жизнью. Она бывает «озябшей». А когда одиноко и жутко — она не светит в окно, а — Ах, луна влезает через раму — Свет такой, хоть выколи глаза!.. А вот весенняя, «сладострастная» луна: С ад полышег, как пенный пожар. И луна, напрягая все силы, Хочет так, чтобы каж дый дрож ал От щемящего слова «милый». И не всюду, а только над родными по лями луна может человеку помочь сохра нить силы сердца и души: Если душу вылюбить до дна, Сердце станет глыбой золотою. Только тегеранская луна Не согреет песни теплотою. Есенинской образной речи свойственно «олицетворение наоборот» — человек приоб ретает качества, свойственные природе: О блетает моя голова, Куст волос золотистый вянет... Пользуется этим приемом Есенин так же часто и мастерски. А люди разве не цветы? — показывает он рождение образа. И образ развивается: ...Я видел, как цветы ходили... ...Цветы сраж алися друг с другом..* ...Мне страшно ж аль Те красные цветы, что пали, Головку розы режет сталь... И великолепным росчерком это компо зиционное развитие образа завершается: ...Я милой голову мою О тдам как розу золотую. Нередко и сейчас приходится слышать, что сила Есенина — один только талант его. Ни знаний поэтической техники, ни труда за ним долго не признавали. «Самородок» — и все тут...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2