Сибирские огни, 1965, №11
И з пургового каш ля-смрада; Облетает под рж анье бурь Черепов злотохвойный сад... Кто это? Русь моя, кто ты? Кто? Чей черпак в снегов твоих накипь?,, ...Посмотрите: у женщин третий Вылупляется глаз из пупа. Вот он! Вылез, глядит луной, Не увидит ли помясистей кости.„ В нагромождении «диких» эпитетов и метафор с трудом находишь мысль, а чувст во столь неопределенно, что зависит от сме ны интонации, от того, кричишь ли эти строки, или шепчешь. Природе есенинского таланта были чуж ды эти вычурные, «специально изобретен ные», не органические образы. Ведь вырос он как поэт на почве народной, русской. Он — сын народа, он пришел в поэзию пев цом крестьянского быта, певцом человече ских печалей и радостей, а не мистиком, не возглашателем «вечных тайн» и «неизве данных страстей». «Целиком надуманная, высосанная из пальца литературная тео рийка имажинизма вся держалась на экс- стравагантности и эффектности литератур ных образов, ассоциаций»1, и поэтому не могла увлечь Есенина глубоко и надолго. Его противоречия с имажинизмом были замечены уже современниками. Г. Устинов писал в «Правде»: «Или действительный настоящий имажинист только один Есенин, или же все остальные девять — имажини сты, а Есенин попал в эту компанию анар- хо-мещанских индивидуалистов по недора зумению. Во всяком случае, только у од ного Есенина образ служит как средство, у других он — самоцель»2. Более сильным было другое влияние имажинистов на по э т а— то, о котором писал А. М. Горький: «Друзья поили его вином». Расставаясь с имажинизмом, Есенин от казывается от искусственного «сочинения» метафор, идет к созданию образов реали стических, лирически окрашенных авторским чувством, передающих характерные черты жизненных явлений. «Прежде всего я люблю выявление ор ганического,— писал поэт.— Искусство для меня не затейливость узоров, а самое не обходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить. Поэтому основанное в 1919 году течение имажинизм, с одной сто роны, мной, с другой — Шершеневичем, хо тя и повернуло формально русскую поэзию по другому руслу восприятия, но зато не дало никому еще права претендовать на талант Сейчас я отрицаю всякие школы. Счятаю, что поэт и не может держаться определенной школы. Это его связывает по рукам и ногам»3. «Выявление органического» всегда было 'О . Л и т о в с к и й . «Так и было». М., СП, 1958 стр. 24. 2 Цит. по журналу «Звезда», 1958, № 2 , стр. 153. 3 С. Е с е н и н, т. 5, стр. 18—19. главным принципом поэтики Есенина, орга нический образ — в природе его таланта. Уже в ранних его стихах образ несет основ ную смысловую нагрузку: Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет. Образы, получившие потом название «имажинистских», он создавал еще в 1910 году!— ...Ж елтые поводья Месяц уронил .. ...Церквами у прясел Рыжие стога... ...Сонный сторож стучит Мертвой колотушкой.,, «Радуница», написанная, по словам поэ та, в 1911— 1912 годы, такими образами бо гата. Это, безусловно, есенинские образы. Теории Шершеневича тут не при чем — их просто не было еще: Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. ...Вяжут кружево над лесом В желтой пене облака... ...В окна бьют без промаха Вороны крылом Как метель, черемуха Машет рукавом... Имажинизм ничем не обогатил поэта. У образности его — народные истоки. Чаще всего образ у Есенина строится очень просто — это сравнение (предмет + «образ» + связующий признак): Белая береза Под моим окном П ринакрылась снегом, То"но серебром.. ...Как дерево роняет тихо листья. Так я роняю грустные слова... ...Плачет метель, Как цыганская скрипка... Последнее олицетворение — «плачет скрипка» — достаточно избитый образ. Но избитости этой мы не видим: ведь не скрип ка плачет — плачет метель, как плачет скрипка! Часто (и чем зрелей мастерство, тем ча ще) поэт обходится без «как» и «будто»; и отсутствие признака, по которому идет сближение, заметно активизирует восприя тие образа: ...Пляш ет ветер по равнинам — Рыжий ласковый теленок... ...Хаты — в ризах образа Года четыре назад я слушал концерт Владимира Балашова. И в его «тении впер вые увидел, как Есенин открывает иногда тайну своего творческого акта, само рож дение образа... Зима, снежные поля, холод, но в душе поэта — «ландыши вспыхнувших сил». И этим возбужденно-нежным настро- нием рождается вопрос: ...Может, вместо зимы на полях Это лебеди сели на луг?..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2