Сибирские огни, 1965, №11

воздушного мира земною предметностью. Мысль ставит чему-нибудь, непонятному ей, рыбачью сеть, уловляет его и облекает в краску имени...»1. Д аж е такой вещи, как изба, Есенин при­ дает символический мистицизм (но как вы­ разительно говорит при этом!): «Изба про­ столюдина — это символ понятий и отно­ шений к миру... Красный угол, например, в избе есть уподобление заре, потолок — небесному своду, а матица — млечному пу­ ти...»2. Все это лишь выглядит правдоподобно. И только до тех пор, пока эти аналогии, ассоциации достаточно реальны. Можно было бы продолжить выписки из «Ключей Марии», чтоб показать тогдаш­ ний взгляд поэта на словотворчество и по­ этику народа. Но мы ограничимся лишь еще одной, чтоб увидеть закономерность прихода Есенина к имажинизму, ибо има­ жинизм именно тем и характерен, что ассо­ циации его нереальны, что его принцип — предельное насыщение стиха искусственны­ ми образами. Есенин говорит, что если бы возможно было разобрать всю «творческую значность» отдельного слова, «то мы увиде­ ли бы все сплошь составные части в строи­ тельстве избы нашего мышления. Мы уви­ дели бы, как лежит бревно звука на брев­ не образа, увидели бы тайну гласных и согласных, в спайке которых скрыта печаль земли по браке с небом... Люди должны научиться читать забытые ими знаки. Они должны постичь, что предки их не просты­ ми завитками дали нам фиту и ижицу, они дали их нам как знаки открывающейся кни­ ги в книге нашей души...»3. Значит, образ (а точнее — метафора) не только в слове с его многообразной выра­ зительностью, но и в завитках каждой бук­ вы? Тогда любой знак — слово, смысл? Следовательно, поэзия и может быть только «каталогом образов». Это не вывод Есенина, но это «мостик» от «Ключей Марии» к тео­ риям имажинизма. Имажинизм требовал образа самоцель- ного, образа ради образа, не несущего ни­ какой идейной и смысловой нагрузки. Но для Есенина это было неприемлемым сразу. И в этом его упрекал (правда, мягко, дабы по­ казать, что «Есенин все-таки наш») Вадим Шершеневич: «Для имажиниста образ — самоцель. Есенин, признавая самоцельность образа, в то же время признает и его ути­ литарную сторону — выразительность»4. Здесь автор книжки « 2 x 2 = 5 » дает нам сильнейший аргумент: признавая утилитар­ ность, способность образа выражать, Есе­ нин не мог всерьез говорить о неясной для него «самоцельности образа»! И если «Ключи Марии» являются попыт­ кой Есенина рассмотреть искусство как но­ вый метод религиозного познания мира, то 1 С. Е с е н и н, т. 5, стр. 40. 2 Там ж е, стр. 36—37. 3 Там ж е, т. 5, стр. 41, 44. 4 В. Ш е р ш е н е в и ч , « 2 X 2 -5 », М., 1920, стр. 9. « 2 x 2 = 5 » — это здравый смысл наизнанку: «Только тогда, когда поэт изобретает ка­ кое либо явление мира,— пишет Шершене­ вич,— это явление начинает существовать». Острый и ухватистый ум Сергея Есени­ на не мог принять таких вывертов. Поэта спасала его кровная связь с родной зем­ лей. Позже он сформулирует это точно: «Со­ братьям моим кажется, что искусство суще­ ствует только для искусства, вне всяких влияний жизни и ее уклада... Но, да про­ стят мне мои собратья, если я им скажу, что такой подход к искусству слишком не­ серьезный... У собратьев моих нет чувства Родины во всем широком смысле этого слова. Поэтому они так и любят тот диссо­ нанс, который впитали в себя с удушливыми парами шутовского кривлянья ради самого кривления»1. «С корабля современности» собирались сбросить классиков не только футуристы. «Мы отрицаем Пушкина, Блока, Гете и др. за их несовершенность»,2— писал Шерше­ невич. Есенин счел необходимым поддер­ ж ать «собратьев» на первых порах: К черту чувства, слова в навоз, Только образ и мощь порыва! Что нам солнце? Весь звездный о б о з— Золотая струя коллектива. Что нам Индия? Что Толстой? Этот ветер, что был, что не был. Нынче мужик простой П ялится шире неба! Это, собственно, крик в поддержку ли­ тературных деклараций имажинизма. Не более. «Собратья» искали образа, не несущего смысловой нагрузки. Имажинизм, как и все декадентские течения, был школой антире- алистической, проповедовавшей искусство для избранных, для «жрецов». Никогда не принимая теорий имажинизма в их «чистом виде», практикой своего твор­ чества откровенно противореча принципам имажинизма, Есенин все-таки испытал на себе его влияние. Оно сказалось в довольно многочислен­ ных произведениях 1919—1920 годов. Вы­ мученная образность, метафоричность на­ рочитая. бросающаяся в глаза, загромож ­ дает эти стихи. В час, когда ночь воткнет Луну на черный палец...— пишет он. Поэма «Кобыльи корабли», зани­ мающая 80 строк, перенасыщена образами, метафорическими эпитетами. Здесь каждая строка несет непосильную нагрузку формы. Это явное следование Шершеневичу: «Пое­ дание образом смысла — вот путь развития поэтического слова»3. ...Рваны е животы кобыл, Черные паруса воронов... ...Н е просунет когтей лазурь ‘ С. Е с е н и н , т. 5, стр. 55, 60. 2 В. Ш е р ш е н е в и ч , «2X 2=5», стр. 9. 3 В, Ш е р ш е н е в и ч , «2X 2=5», стр. 18.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2