Сибирские огни, 1965, №11

мен дали «эстетику рабской деревни, кра­ соту тлена и безвыходного бунта». Это признал Сергей Городецкий1, руководитель группы «Краса», куда вошел в 1915 году Есенин. Еще недавно, в «Радунице», родина, Русь выглядела так: Топи да болота. Синий плат небес... ...Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустыре. Сенокос некошенный, Лес да монастырь.. ...На дворе обедню стройную Запеваю т петухи... И вдруг, в первые же годы жизни поэ­ та в северной столице, Русь преображает­ ся, становится как бы и самому Есенину не­ понятной: Нощь, и поле, и крик петухов. С златной тучки глядит Саваоф. ...Вся ты — смирна и ливан Волхвов, потайственно волхвующих.., ...Красные нити часослова Кровью окропили слова. Я знаю ,— ты умереть готова, Но смерть твоя будет ж ива... Многие стихи поэта 1915—1916 годов утратили простоту и искренность. Появи­ лась манерность, нарочитость в использо­ вании церковно-мистической лексики, фи­ лософствование заменило ясную мысль. По­ чему? Не напрасно упомянул С. Городецкий «красоту тлена». Эту красоту исповедывал Вячеслав Иванов, у которого были и при­ верженцы и последователи среди окружав­ ших тогда Есенина людей. На их мрачном знамени было начертано: «А realilus ad realiora!» (От реального к высшей ре­ альности, т. е. от земли в потусторонний мир). Вяч. Иванов был старательным аги­ татором за «тележный» путь России. Его философские стихотворения — варьирование одной темы — темы смерти и воскресения, возрождения «там»- через гибель здесь, на земле. К молодому поэту из деревни Вяч. Иванов отнесся весьма сочувственно, почуял его силу и, надо думать, пытался влиять на него. Ведь только фольклорными традициями (русские песни грустны) нельзя объяснять тему смерти у молодого Есенина. И не только осознанием скоротечности бытия продиктованы строки: Я пришет на эту землю, Чтоб скорей ее покинуть. В «Ключах Марии» в какой-то мере отразилось мировоззрение поэта в 1915— 1918 годы. Стоит сопоставить идею «А realibus ad realiora!» с тем, что писал Есенин: «Узлом слияния потустороннего мира с миром видимым является скрытая вера в переселение души... Ни одной тайны не узнаешь без послания в смерть»2. Та же формула. И, говоря о формиро­ вании эстетических взглядов Есенина, ее нельзя отбросить. О влиянии Клюева на творчество Есени­ на написано уже много. Интересно лишь показать, что в одно время с такими сти­ хами, как «Заметает пурга белый путь». «Зеленая прическа, девическая грудь», «За­ кружилась листва золотая», «Я покинул родимый дом», Есенин писал и вот такое: Гибни, край мой! Гибни, Русь моя! Н ачертательница Третьего завета... ...Деве твоей Руси Новое возвестил я Рождение. Сына тебе Родит она. Имя ему — ИЗРАМИСТИЛ, Без влияния «Песни Солнценосца» и «Избяной Индии» тут не обошлось. Клю­ ев «славил» революцию: Боже, свободу храни. Красного государя коммуны..„ А Есенин ликовал, радуясь преобра­ жению мира: О Русь, взмахни крылами. Поставь иную крепь! С иными именами Встает иная степь... И вдруг начинал, как Клюев, молиться: Заря молитвенником красным Пророчит благостную весть, ...Новый Н азарет Перед вами. Уже славят пастыри Его утро... То иесенность, яркость, простота, то холодная мистика и «словеса» вместо слов — будто писали разные поэты. Но лучшие стихи Есенина — самостоя­ тельны. Важнейшей его мыслью о мастер­ стве была мысль о необходимости учиться поэзии у народа. Но надо учитывать, что при этом Есенин высказал в «Ключах Ма­ рии» не ординарную точку, зрения на про­ исхождение понятий и на последующее об­ разное обогащение их. «Наших предков,— пишет он,— сильно беспокоила тайна мироздания. Живя, дви­ гаясь и волнуясь, человек древней эпохи не мог не задать себе вопроса, откуда он, что есть солнце, и вообще — что есть обстаю­ щая его жизнь? Ища ответа во всем, он как бы искал своего внутреннего прими­ рения с собой и миром. Примирение это состояло в том, что кругом он сделал, так сказать, доступную своему пониманию рас­ становку. Солнце, например, уподобилось колесу... облака взрычали, как волки и т. д. При такой расстановке он ясно и отчетли­ во определял всякое положение в движе­ нии наверху»1. И что же вышло у человека в результате этой расстановки? А вот что: «Заставление 1 «Новый мир», 1926, № 2. 2 С. Е с е н и н , т. 5, М., 1962, стр. 31, 'С . Е с е н и н , т. 5, стр. 36—37,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2