Сибирские огни, 1965, №11
Горьким» В. Итин вспоминал о том, что этот рассказ был принят к печати, но неожи данно затерялся. Сейчас, когда я читаю в сборнике «День поэзии» в статье Леонида Мартынова итинские строчки — П очему-то в памяти вставал зн ак бесконечности: упавш ая восьмегка',— я вспоминаю тетрадь юношеских стихов В. Итина в рукописном отделе Государст венной библиотеки имени В. И. Ленина. Она хранится вместе с рукописями Л . Рейснер. Через несколько лет В. Итин напишет поэму «Солнце сердца», давшую название сбор нику и посвященную Л . Рейснер: «Но все ж путями нераздельными дорога наша за легла». Ларисе Рейснер и Вивиану Итину предстоял одинаковый путь исканий в твор честве: нужно было овладеть новым, революционным материалом и найти доступную массам форму. В октябре 1917 г. Л . Рейснер пришла в Смольный. Как вспоминает Вера Инбер, на вопрос: «Что вы умеете, гражданка?» Л . Рейснер ответила: «Умею ездить верхом, стрелять, могу быть разведчиком, умею писать, могу посылать корреспонденции с фронта, если надо, могу умереть, если надо». В начале 1918 года Л . Рейснер связы вает свою судьбу с Коммунистической партией, осенью того же года она уже в К аза ни, в рядах Красной Армии, сражавшейся с белочехами, служит в качестве политкома разведки Волжской флотилии, которой командовал Ф. Ф. Раскольников. Уже в первые дни революции Л. Рейснер уяснила для себя, что «классовая куль тура пролетариата совпадает при правильном понимании с культурой общечеловече ской», что театр и искусство не могут стать достоянием народа, пока власть будет находиться в руках буржуазии. О пустоте, враждебности культуре дореволюционных правителей Л . Рейснер рассказала в своих очерках «В Зимнем дворце» и «Чем они жили». Первой большой творческой победой Л . Рейснер была ее книга очерков «Фронт» (1924 г.), первоначально напечатанных в газете «Известия» в 1918—1919 гг. Между «Фронтом» и последними произведениями 1925 года большой интерес представляют ее зарубежные очерки об Афганистане (она была там два года с первой дипломатиче ской миссией РСФСР) и о Германии. По горячим следам Гамбургского восстания Л . Рейснер написала книгу «Гамбург на баррикадах». Впечатления о Германии време ни тяжелейшего кризиса после Версальского договора нашли воплощение в ее циклах «Берлин в октябре 1923 г.» и «В стране Гинденбурга». Это лучшие образцы ж урн э- листики. Г азета «B erliner T ageblatt» 9 ф евраля 1927 г. писала: «Писать о Круппе не возможно в течение нескольких десятилетий после того, как гениальная Л ариса Рейс нер описала свое путешествие через «Страну Гинденбурга». Л идия Сейфуллина вспоминала о писательнице: «Двумя-тремя словами дала внешний облик одной немецкой работницы. Я ее точно вот здесь около себя глазами видела. С величайшей простотой рассказала один трагический эпизод. Холодок пошел по кож е от рассказа»1. 1925 год — самый плодотворный год в жизни Рейснер. После произведении, на писанных в этом году, отпадает необходимость спорить с Д . Бедным, говорившим в январе 1925 года на совещании пролетарских писателей: «нарочито-изломанная, ж е манная Рейснер». Интересны письма В. М. Л аврова из тогдашнего Новониколаевска, хранящиеся в рукописном отделе Гос. библиотеки им. В. И. Ленина. В. М. Л авров пи шет о том, что читатели хорошо знают Л . Рейснер: в Новониколаевск регулярно идут газеты с «Гамбургом на баррикадах». «Окладским» и другими очерками. Он возму-. ы ается несправедливой оценкой Д. Бедного. В 1925 году выходит книга Рейснер «Уголь, ж елезо и живые люди», поднимаю щ ая важные вопросы хозяйственного строительства молодой республики. Вместе с романом Ф. Гладкова «Цемент» очерки Л . Рейснер рисовали в полный рост нового 1 JI. С е й ф у л л и н а . И збр. соч. в 2 т., ГИХЛ, М ., 1958, стр. 473.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2