Сибирские огни, 1965, №11

таетсй в газете «Сибирская жизнь»1. Он привлекает своей смелой объективностью:! В нем почти прямо говорится об отсутствии политической свободы в России. Началь­ ство требует объяснений. Рейсиер пытается отказать газетным отчетам в правильности и точности сообщений. Это никого не убеждает. Главное, найден повод избавиться от беспокойного профессора, чьи речи «побуждают... относиться с неуважением и враждой к установленному в России законному порядку вещей» (Томский архив, ф. 102, оп. 12, ед. хр. 468, л. 106). 1 апреля 1903 года М. А. Рейснер был уволен из Томского уни­ верситета. Рейснеры переезжают за границу. Михаил Андреевич активно сотрудничает в газетах, постепенно сближаясь с марксистами, переписывается с В. И. Лениным. В 1904 году М. А. Рейснер участвует с К. Либкнехтом в Кенигсбергском процессе, где защищает русских социал-демократов. При аресте тайной типографии в Томске были найдены письма, рассказывающие о связи томских студентов с М. А. Рейснером за границей. Департамент полиции сделал предположение, что вокруг бывшего профес­ сора Томского университета «образовался кружок, деятельность которого, по всей ве­ роятности, преступна в политическом отношении» (ЦГАОР, ДП УП, № 851, 1904 г.). По возвращении из-за границы после революции 1905 г. Рейснеры поселились в Петербурге. Он-то и явился духовной родиной Ларисы Рейснер... Внешне юность Л. Рейснер складывалась удачно. Она рано начала печататься. Первая книжка о женских образах Шзкспира вышла в 1912 году, когда Л. Рейснер было 17 лет, годом позже появилась ее драма «Атлантида». Талантливая девушка оказалась в центре петербургской литературной молодежи, издававшей свой журнал «Богема»и альманах «Кружка поэтов»2. Это были очень узкие, камерные издания. В них сотрудничали Вс. Рождественский, Майзельс, Н. Оцуп и другие. Л . Рейснер пишет стихи о биологии. Мыслящая молодежь встречает эти стихи настороженно. Зн а­ комый Л. Рейснер Сергей Кремков пишет ей об альманахе «Кружка поэтов»: «Поисти- не лавочки антиквариев и букинистов. А где жизнь? Где красота? Ведь красота — это весь мир! Зачем же от нее бежать в темные комнаты? И Вы тоже спрятались в биологию. Безопасное место. Биение аорт — разве не жизнь? Отвечаю: кет! У Вас и здесь на первом плане Буонаротти»3. В 1915 году в Петрограде стал выходить журнал «Рудин», который — наряду с горьковской «Летописью» — смело выступал против империалистической бойни, против националистической бравады. Вместе с отцом в этом журнале сотрудничала и двадца­ тилетняя Лариса Рейснер. Она печатала в «Рудине» утонченные, холодноватые стихи « серьезные статьи против поборников войны, против отступников от реалистической литературы. В это время она написала свою лучшую критическую статью «Через Ал. Блока — к Северянину и Маяковскому», в которой высоко оценила творчество моло­ дого В. Маяковского, причем эта оценка Л. Рейснер совпадала с горьковской. Ее так же, как и А. М. Горького, привлекала революционная страстность поэта. Памятно и выступление Л. Рейснер на вечере поэтесс в Тенишевском училище в марте 1916 г. Сбор с вечера шел в пользу Петроградского отдела помощи русским беженцам. Но, казалось, все забыли и о войне, и о беженцах, и вообще о реальности жизни и читали: «Ты никогда не дарил мне цветов», «Мне жаль цветов живых», «Я тихонько спущу за­ навеску», «Коту», «Жалобная песенка» Л. Рейснер, единственная, читает исполненное гражданского пафоса стихотворение «Памяти Камилла Демулена», в котором говорит об ответственности литератора перед революцией (Рукописный отдел Гос. библ. им. В. И. Ленина). Тогда же Л . Рейснер начинает работать в «Летописи» Горького. В 1917 году она приводит в редакцию учившегося у ее отца студента-юриста, своего друга Вивиана Итина с его рассказом «Открытие Риэля». В своем очерке «Две встречи с Максимом 1 Газета «Сибирская ж изнь», 1902 г., № 220. Эти отчеты вызывают полемику между проф, Рейснером и студентом С. Чадовым, обсуждение которой становится поводом для двух студенче­ ских сходок в январе 1903 г. ^ „ 2 Хранятся в фонде Л. М. Рейснер в Гос. библ. им. В. И. Ленина. 3 Там же, ф. 245, к, 23, ед. хр. 17, 50, 121,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2