Сибирские огни, 1965, №11
ра, сыплются как из рога изобилия. Но диск молчит. Он нем и поныне; он так же загадочен, как и в первый день, когда был найден. Крупнейший специалист по истории древнего Крита бывший хранитель музея Зшмолеан в Оксфорде Артур Эванс, изу чая диск из Феста, пришел к выводу, что текст на нем представляет собой победный гимн, и предположил, что этот гимн носит культовый характер. Этот вывод базиро вался в основном на особенностях мужско го головного убора (боевой ш л ем )— одно го из знаков диска, а также на некоторых других признаках. Со времени Эванса не было сделано ни одного шага вперед в раз решении этой древнейшей критской загад ки. Загадки же всегда беспокоят. Тем бо лее, что некоторые соображения, связанные с возможностью прочтения знаков Фестско- го диска, могут быть получены и без при влечения специальных знаний и методов. Существуют еще и такие пути, как анало гии и сопоставления, догадки, доступные всякому заинтересованному человеку Прежде всего немного размышлений. Диск найден в городе Фесте, в кладовой дворца, разрушенного где-то в XV веке до нашей эры. Если знаки на Фестском диске оттисну ты особыми печатками, то сразу становит ся ясно, что ради одноразового использова ния их бы не стали изготовлять. Следова тельно, существовало по крайней мере еще несколько таких или похожих дисков, к со жалению, еще не найденных или безнадеж но утраченных. Число печаток могло быть и больше 45, примененных при изготовле нии фестского диска. Но очевидно то, что 45 знаков хватило для передачи целого со общения (весьма обширного- вср'-о на Фестском диске уместилось 61 слово), и можно предположить, что неизвестная письменность молчащего Фестского диска обходилась числом знаков около пяти десяти. Относительно предположения Артура Эванса о том, что диск содержит текст победного гимна и носит культовый харак тер, можно высказать ряд сомнений. Во-первых, зачем этот диск с победным гимном хранился или попал в кладовую припасов; во-вторых, если внимательно рассмотреть отдельные слова на диске, то можно увидеть, что в слове АЗ (на лице вой стороне диска) ясно пропущен знак А15, например, знак Я самым различным образом: горизонтально (слово А13), вертикально (слово А7), вверх ногами (слово А10). То же можно сказать и о ряде других знаков: на обратной сторо не диска знак оттиснут то горизон те/ .который поставлен уже потом; это -очень похоже на то, как мы исправляем сейчас случайные пропуски букв, надписы вая их сверху слова. В словах АЗ и А9, в первом случае располагается повернутым на 180° сравни тельно с его положением в двух других .словах. Знак летящей птицы располагается тально слова (В11, В12), то вертикально, причем поворот произведен в разные сторо ны ^л о ва В2, В 13), то вообще вверх нога ми (слово В 16). Д аж е знак головы воина в боевом шлеме, знак, которому Артур Эванс придавал основное значение и который встречается в общей сложности на обеих сторонах диска 1У раз,— в слове АЗ оттис нут криво. Если относительно причин, объ ясняющих, как текст победного гимна ка кого-то культа попал в кладовую припасов, можно высказать различные соображения и догадки, то небрежность, с какой выпол нен диск, может объясняться тем фактом, что информация, которая содержится в дис ке, важна, очевидно, содержанием, а фор ма есть атрибут второстепенный. Это впол не вероятно, например, для документов хо зяйственного или коммерческого характера. Тогда, находясь в кладовой припасов, эга табличка могла бы означать или инвентар ную опись или сопроводительный лист. Этим можно объяснить сразу два об стоятельства. находку Фестского диска в кладовой припасов и небрежность при «штамповании» знаков текста. Докумен ты, имеющие большее значение (культо вое), во все времена изготовлялись и оформлялись тщательно не только по со держанию, но и по форме Для возможности дальнейших выводов необходимо вкратце коснуться того перио да истории древнего мира, когда мог быть изготовлен Фестский диск: двадцатый-пят- надцатый века до нашей эры. Это тем бо лее необходимо, что некоторые специали сты оспаривают даже критское про исхождение этой загадки усматривая филистинское, ликийское, карийское, кипр ское, ливийское, анатолийское, а то и се митское происхождение или влияние. Город Фест в южной части острова Крит был вторым по величине городом острова. Он был связан с Египтом, Сирией, Финикией и Малой Азией, а также и с дру гими городами разветвленной сетью дорог. Наиболее могущественной державой восточного Средиземноморья считался Еги пет. В XVI веке до нашей эры, после из гнания гиксосов и в результате почти не прерывных походов египетских царей Тут- моса I, Тутмоса III и Аменхотепа II, соседние страны Нубия, Сирия были пре вращены в провинции Египетского госу дарства; были установлены регулярные дипломатические и торговые отношения с Вавилонией, Ассирией, Хеттским царством, Кипром и Критом. Такое могущественное государство, к а ким был Египет в XVI—XV в. до и. эры, не могло не наложить отпечаток на всю об
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2