Сибирские огни, 1965, №11
далеко превосходит стандарт. В Этих случаях, безусловно, нужны сопутствующие ана лизы, исследований — то есть нуЖна лаборатория. Полевой метод — трудное дело, он проводится в поле, в непосредственном кон такте с людьми, машинами, орудиями, семенами, агротехникой. Впрочем, этот этап работы иным «ученым» представляется уже не научным, а чисто утилитарным. Случа лось мне встречать таких «ученых», имеющих даже докторские степени, но не знаю щих, как поставить полевые опыты, которые они объясняют только «научно», только «чисто теоретически». Такие «ученые» не признают Т. С. Мальцева за ученого, он пред ставляется им «голым» практиком. Но, спрашивается, каков же смысл науки, если она оторвана от жизненной практики? Т. С. Мальцеву свойственны свои взгляды на методику земледелия и опытного дела. Он считает, что если зримо не ощущается преимущество данного варианта над контрольным, никакие последующие анализы делу не помогут. Сроки посева, напри мер, предопределяют разницу в урожае, воспринимаемую не только на глаз, но, глав ное, и после сбора урожая,— как говорят, в амбаре. Причем разница эта может быть весьма существенной. Лучшими вариантами будут такие, которые при наименьших затратах дают наи высший эффект, наибольшую продуктивность. Но во всех случаях это надо тщательно проверять на опытах — где и когда получается хорошо, а где и почему плохо. Нет большего врага в земледелии, чем шаблон,— таково основополагающее убеждение колхозного ученого. Природно-климатические условия, как известно, не повторяются. Каждый год они складываются иначе. Соответственно должны меняться и приемы возделывания хле бов. В опытах же часто приемы исследований и поверки неизменны в течение многих лет, а результаты по годам получаются разные. Задача науки состоит не только в том, чтобы изучить эффективность какого-либо приема для данной зоны, но и в том, чтобы научиться предвидеть, когда не надо его употреблять, заменить его другим приемом, дающим больший эффект при тех или иных условиях года. Научиться обеспечивать наивысшую продуктивность ежегодно, несмотря на ме няющиеся условия,— одна из основных задач сельскохозяйственной науки. Решение этой задачи связано и с методикой полевого опыта. Т. С. Мальцев считает существую щую методику полевого опыта еще далеко не совершенной, не отвечающей требова ниям производства, в котором повторение приемов не всегда обеспечивает лучшие ре зультаты. В производстве колхоза «Заветы Ленина» меняются сорта, сроки посева, нормы, обработка почвы в соответствии с меняющимися условиями погоды. А это как раз уже не только знание действительности, но и предвидение. Терентий Семенович не получил специального образования, но всю жизнь он не перестает учиться. Его неутолимая жажда познания достойна восхищения, он пере читал Вильямса, Прянишникова, Энгельгардта, Менделеева, Докучаева, Измаильского, Катона, Плиния, Лукреция, Колумеллу, Варрона, и все прочитанные книги испещрены его пометками, вопросами. В его личной библиотеке — сотни томов научных и спра вочных изданий. Он — завсегдатай книжных магазинов, готов целыми днями рыться в библиотеках, чтобы найти нужную книгу, ответ на интересующие его вопросы. Вспоминается случай, когда он нашел в одном из магазинов «Беседы с Сократом» и затем читал мне выдержки из этой книги о «сроках посева». — Вот ведь как,— восторгался он,— оказывается, проблема сроков сева волновала людей и две с половиной тысячи лет назад! Терентий Семенович обладает огромной памятью, которая помогла ему накопить большую сумму знаний. Дети его — сын и дочь — закончили Тимирязевскую академию, не откровенно признаются, что они не имеют тех знаний, которыми владеет «самоучка» отец. Осваивая классическое наследие по земледелию, Мальцев самостоятельно обна ружил ошибки в теории Вильямса в то время, когда последняя еще занимала господст вующее положение в науке. Колхозник доказал и практически и теоретически, что Вильямс ошибался, отрицая роль однолетних растений в создании плодородия почвы. 9 Сибирские огни № 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2