Сибирские огни, 1965, №11
Мы приводим уже послеоктябрьские высказывания. Но они отнюдь не противоречат ленинским взглядам и 1912 года. Одно из «писем» Горького датируется 22 февраля 1913 года, в нем «Горький» упрекает Анучина: «Кстати, мне случайно известно, что Вы не ответили на очень важ ное письмо Ул. — ответ очень нужен, имеет большое значение...» Допустим на мгновение, что Ленину, действительно, «очень нужен» ответ Анучина. Но откуда об этом узнает Горький, не встречавшийся в то время с Владимиром Ильичем? Можно ли поверить, чго Горький для Ленина стал в 1912— 1913 годах лишь посредствующим звеном для свя зи с незабвенным «сибирским шаманом»? IV. „Новые встречи 1 Весной 1960 года новые сообщения об Анучине и Ленине публи кует газета «Комсомолец Узбекистана». В публикации заявляется, что Анучин, оказывается, уже не только в Красноярске, а в Петрограде и Финляндии «несколько раз встречался с Лениным (в 1897, 1900 и 1907 годах)». Газета опирается на обнаруженный ее сотрудниками «не большой набросок (автограф)... воспоминаний» Анучина; «Он пишет, что встречался с Лениным в марте 1900 года в Петер бурге и обсуждал с Владимиром Ильичем вопрос о «снабжении инфор мацией» «Искры»1. Но весь март 1900 года Ленин, под надзором полиции, проводит в Пскове. В Петербурге он нелегально появляется лишь 30 мая, получив заграничный паспорт для поездки в Германию. Агентам охранки уда лось тогда проследить и зарегистрировать каждую встречу Владимира Ильича, а на следующий день его арестовали. Неужто один Анучин остается незамеченным? Д а и где же упоми наемая «информация» для «Искры»? Ее нет ни на страницах «Искры», ни в ее архивах. «Последняя встреча Анучина с Лениным,— продолжает газета,— состоялась в начале сентября 1907 года в Куоккале (Финляндия), где они разбирали вопрос о борьбе с сибирскими меньшевиками и махиста ми, которых Владимир Ильич считал «исключительно твердолобыми». Но для идейно-политической борьбы «с сибирскими меньшевиками и махистами» Анучин, с его философским невежеством, менее всего мог быть полезен большевикам. К тому же, первые ленинские высказыва ния о махистах,— не сибирских, а столичных,— относятся лишь к зиме 1908 года, когда выходят в свет «Очерки по философии марксизма»... В публикуемой далее газетной рукописи Анучин утверждает, что в «беседах» с Лениным, «темою нередко служил вопрос о молодежи»: «Во время пребывания в Красноярске Владимир Ильич явно пред почитал проводить свои досуги среди молодежи... Какие только вопро сы не ставились на обсуждение! «Останется ли при социализме семья», «Какой язык станет мировым», «Как будет организовано плановое хо зяйство в мировом масштабе», «Будуг ли существовать блестящие сто лицы и глухие медвежьи уголки»... Владимир Ильич с такой очарова тельной непосредственностью принимал участие в этих, как мы их назы вали, «Ученых спорах», что совершенно забывалась разница в летах и состоянии умственного развития собеседников...» 1 Здесь и далее цитируется публикация в газете «Комсомолец Узбекистана» за 5 марта 1960 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2