Сибирские огни, 1965, №11

Мы приводим уже послеоктябрьские высказывания. Но они отнюдь не противоречат ленинским взглядам и 1912 года. Одно из «писем» Горького датируется 22 февраля 1913 года, в нем «Горький» упрекает Анучина: «Кстати, мне случайно известно, что Вы не ответили на очень важ ­ ное письмо Ул. — ответ очень нужен, имеет большое значение...» Допустим на мгновение, что Ленину, действительно, «очень нужен» ответ Анучина. Но откуда об этом узнает Горький, не встречавшийся в то время с Владимиром Ильичем? Можно ли поверить, чго Горький для Ленина стал в 1912— 1913 годах лишь посредствующим звеном для свя­ зи с незабвенным «сибирским шаманом»? IV. „Новые встречи 1 Весной 1960 года новые сообщения об Анучине и Ленине публи­ кует газета «Комсомолец Узбекистана». В публикации заявляется, что Анучин, оказывается, уже не только в Красноярске, а в Петрограде и Финляндии «несколько раз встречался с Лениным (в 1897, 1900 и 1907 годах)». Газета опирается на обнаруженный ее сотрудниками «не­ большой набросок (автограф)... воспоминаний» Анучина; «Он пишет, что встречался с Лениным в марте 1900 года в Петер­ бурге и обсуждал с Владимиром Ильичем вопрос о «снабжении инфор­ мацией» «Искры»1. Но весь март 1900 года Ленин, под надзором полиции, проводит в Пскове. В Петербурге он нелегально появляется лишь 30 мая, получив заграничный паспорт для поездки в Германию. Агентам охранки уда ­ лось тогда проследить и зарегистрировать каждую встречу Владимира Ильича, а на следующий день его арестовали. Неужто один Анучин остается незамеченным? Д а и где же упоми­ наемая «информация» для «Искры»? Ее нет ни на страницах «Искры», ни в ее архивах. «Последняя встреча Анучина с Лениным,— продолжает газета,— состоялась в начале сентября 1907 года в Куоккале (Финляндия), где они разбирали вопрос о борьбе с сибирскими меньшевиками и махиста­ ми, которых Владимир Ильич считал «исключительно твердолобыми». Но для идейно-политической борьбы «с сибирскими меньшевиками и махистами» Анучин, с его философским невежеством, менее всего мог быть полезен большевикам. К тому же, первые ленинские высказыва­ ния о махистах,— не сибирских, а столичных,— относятся лишь к зиме 1908 года, когда выходят в свет «Очерки по философии марксизма»... В публикуемой далее газетной рукописи Анучин утверждает, что в «беседах» с Лениным, «темою нередко служил вопрос о молодежи»: «Во время пребывания в Красноярске Владимир Ильич явно пред­ почитал проводить свои досуги среди молодежи... Какие только вопро­ сы не ставились на обсуждение! «Останется ли при социализме семья», «Какой язык станет мировым», «Как будет организовано плановое хо­ зяйство в мировом масштабе», «Будуг ли существовать блестящие сто­ лицы и глухие медвежьи уголки»... Владимир Ильич с такой очарова­ тельной непосредственностью принимал участие в этих, как мы их назы­ вали, «Ученых спорах», что совершенно забывалась разница в летах и состоянии умственного развития собеседников...» 1 Здесь и далее цитируется публикация в газете «Комсомолец Узбекистана» за 5 марта 1960 года.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2