Сибирские огни, 1965, №11
- Полный разрыв и война сильнее, чем с меньшевиками1. Ленин во Франции. Горький — на Капри. Они не встречаются и не переписываются вплоть до ноября 1909 года. Можно ли поверить, что в накаленной обстановке борьбы с богдановцами Ленин «часто вспоминает» о красноярском семинаристе и предупредительно извещает об этом Горького, чтобы предоставить ему возможность лишний раз обратиться к Анучину с очередным «письмом»? Третье по счету «письмо» Горького Анучину о Ленине самарканд ская публикация датирует 20 мая 1912 года. В нем говорится: «Ваша установка по вопросу о будущем Сибири вызвала горячую дискуссию. Вы придаете особое значение мнению Влула — вот оно, меж ду прочим, принятое всеми: поскольку в крестьянской Сибири невоз можно в данное время создать рабочее движение, то областничество и именно анучинского толка, т. е. революционное, а не культурническое, должно играть основную роль и быть всемерно поддерживаемым. Демократическая республика Сибирь — очень хорошо. Республика Сибирь, как единица Федеративной России,— превосходно. Итак, смело вперед! По этому вопросищу Влул будет Вам писать детально, а Вы к нему прислушайтесь — это человек большого плавания». Итак, Ленин и большевики, оставив другие заботы, горячо спорят, получив от Анучина очередную долгожданную «установку». Но ведь и в этом «письме», как и в своих «воспоминаниях», Анучин приписывает Ленину взгляды, прямо противоположные его подлинным высказываниям. Владимир Ильич отнюдь не считал невозможным ра бочее движение «в крестьянской Сибири» не только в данное время, то есть весной 1912 года, но и гораздо раньше. Еще в 1899 году он отме чает первые успехи социалистической пропаганды среди рабочего клас са, достигнутые по всей России «от Петербурга до Красноярска»2. В одном лишь Енисейском (нынешнем Красноярском) крае в на чале XX века насчитывалось почти 20 тысяч пролетариев. Только на железной дороге служило более четырех тысяч рабочих. Противник какого бы то ни было сепаратизма, Ленин не мог объя вить «превосходной» и анучинскую идею «республики Сибирь». С по мощью этого нехитрого приема делается попытка задним числом про возгласить более чем сомнительную «революционность» обласчничества «именно анучинского толка», оказавшегося в годы гражданской войны сугубо антисоветским. Анучин выдает себя за родоначальника само стоятельного, якобы поощрявшегося Лениным, течения общественной мысли. Приписывая Владимиру Ильичу солидарность с буржуазными областническими взглядами, он намекает и на необходимость всемерно го поддерживания своей «основной роли». Ленин видел в Сибири «неразрывную часть России». Не Ленин и большевики, а областники носились с планами изоляции от революци онной России «Сибирских Штатов», отданных на откуп местным капи талистам. Поглощение Сибири и всех ее богатств японскими и амери канскими захватчиками,— вот что означали на деле проекты сепара тистов. «Так называемая самостоятельность Сибири,— предостерегал Л е нин весной 1918 года,— только облегчит формальное дело аннексии с Востока». «Не впасть в областничество»,— предписывает он Сибревко- му и два года спустя3. 1 В. И. Л е н и н, собр. соч., т. 47, стр. 203. 2 В. И. Л е н и н , собр. соч., т. 4, стр. 188. 3 Ленинский сборник XXXIV, стр. 22 и 273.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2