Сибирские огни, 1965, №11
Совсем невероятным представляется и следующее «письмо», дати рованное на этот раз 25 мая (7 июня) 1909 года. Приведем весь его текст, посвященный Ленину, повторив и тот отрывок, который Анучин опубликовал в примечании к очерку «Встреча»: «Что общее между Львом и Владимиром?»... Мировоззрение! Что Лев — «истеричка» — с этим нельзя не согласиться. А что он «когда- нибудь свинью подложит»,— не знаю! В каком смысле? Может быть, Вы его лучше зиаете. Между прочим, Вул часто вспоминает «сибирско го шамана» и о тех беседах, которые Вы вели с ним во время похожде ния в юдинскую библиотеку. Забавно выходит, когда он в лицах изо- бражает, как вы, рыча октавой, завлекаете его в сибирскую веру». Итак, анучинский «Горький» утверждает, что «между Львом и Вла. димиром», то есть Троцким и Лениным — непримиримыми политически ми противниками, начиная с 1903 года, нет идейных противоречий. Их якобы объединяет «общее» мировоззрение! Но ведь Горький подлинный несомненно знает, как и вся партия, что политические и философские взгляды Троцкого чужды и враждеб ны ленинизму. Ни Горькому, ни, видимо, Ленину неизвестно, к тому же, о Троцком то, что еще в 1909 году проницательно провидит один Ану чин. Не говорим уж и об анекдотичности сопоставления «Владимира» — лидера большевистской партии — со «Львом», прозябавшим тогда в без вестности своей микроскопической фракции. «Владимира» по тем временам можно было сопоставлять с «Геор гием» (Плехановым). На худой конец — с «Юлием» (Мартовым). Д а же, быть может, с «Виктором» (Черновым). Но уж никак не со «Львом». О «Буле» и «забавном» изображении Анучина «в лицах» мы уже писали. Откуда же появляется «сибирский шаман»? Анучинский «Очерк шаманства у енисейских остяков» выйдет лишь через пять лет после горьковского «письма» и почти двадцать лет спу стя после первой (хотя бы предположительной) «встречи» будущего «шамановеда» с Лениным. Весной 1897 года бывший воспитанник Том ской духовной семинарии крайне далек от енисейских шаманов. Но то было в 1897 году! А вот два десятилетия спустя Анучин пуб ликует в Томску «философский» манифест «Твори радость» с многозна чительным подзаголовком: «Моя религия». На страницах этой брошю ры Анучин, через месяц после победы Октябрьской революции, заявляет, что социализм «умер» и противопоставляет ему... шаманизм. Оказывается, именно «шаманы находят новые истины, дарят лю дям откровение, озаряют умы, преображают души, заставляют биться сердца, учат молиться, ведут человечество по пути совершенствования, поднимают людей на подвиг». Шаманы и только шаманы, по Анучину, «соль земли, очи человечества, провидцы грядущего». Все человеческое творчество — исключительно «удел шаманов». Только они «могут выра зить... волю народа». Политические партии «лишь исполняют и прово дят в жизнь то, что дано шаманами». Если же «во главе организации нет шаманов, она умирает и разлагается...»1 — Ищите шаманов и поставьте их выше,— призывает Анучин. Вот, следовательно, почему он именует себя «сибирским шаманом»! По-прежнему обращает на себя внимание и датировка письма маем 1909 года. Но ведь и четыре месяца спустя — в начале сентября того же года,— Владимир Ильич так характеризует свои отношения с богдановцами; 1 В. А н у ч и н . Твори радость (Моя религия). Томск. 1918.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2