Сибирские огни, 1965, №11

Совсем невероятным представляется и следующее «письмо», дати­ рованное на этот раз 25 мая (7 июня) 1909 года. Приведем весь его текст, посвященный Ленину, повторив и тот отрывок, который Анучин опубликовал в примечании к очерку «Встреча»: «Что общее между Львом и Владимиром?»... Мировоззрение! Что Лев — «истеричка» — с этим нельзя не согласиться. А что он «когда- нибудь свинью подложит»,— не знаю! В каком смысле? Может быть, Вы его лучше зиаете. Между прочим, Вул часто вспоминает «сибирско­ го шамана» и о тех беседах, которые Вы вели с ним во время похожде­ ния в юдинскую библиотеку. Забавно выходит, когда он в лицах изо- бражает, как вы, рыча октавой, завлекаете его в сибирскую веру». Итак, анучинский «Горький» утверждает, что «между Львом и Вла. димиром», то есть Троцким и Лениным — непримиримыми политически­ ми противниками, начиная с 1903 года, нет идейных противоречий. Их якобы объединяет «общее» мировоззрение! Но ведь Горький подлинный несомненно знает, как и вся партия, что политические и философские взгляды Троцкого чужды и враждеб­ ны ленинизму. Ни Горькому, ни, видимо, Ленину неизвестно, к тому же, о Троцком то, что еще в 1909 году проницательно провидит один Ану­ чин. Не говорим уж и об анекдотичности сопоставления «Владимира» — лидера большевистской партии — со «Львом», прозябавшим тогда в без­ вестности своей микроскопической фракции. «Владимира» по тем временам можно было сопоставлять с «Геор­ гием» (Плехановым). На худой конец — с «Юлием» (Мартовым). Д а ­ же, быть может, с «Виктором» (Черновым). Но уж никак не со «Львом». О «Буле» и «забавном» изображении Анучина «в лицах» мы уже писали. Откуда же появляется «сибирский шаман»? Анучинский «Очерк шаманства у енисейских остяков» выйдет лишь через пять лет после горьковского «письма» и почти двадцать лет спу­ стя после первой (хотя бы предположительной) «встречи» будущего «шамановеда» с Лениным. Весной 1897 года бывший воспитанник Том­ ской духовной семинарии крайне далек от енисейских шаманов. Но то было в 1897 году! А вот два десятилетия спустя Анучин пуб­ ликует в Томску «философский» манифест «Твори радость» с многозна­ чительным подзаголовком: «Моя религия». На страницах этой брошю­ ры Анучин, через месяц после победы Октябрьской революции, заявляет, что социализм «умер» и противопоставляет ему... шаманизм. Оказывается, именно «шаманы находят новые истины, дарят лю­ дям откровение, озаряют умы, преображают души, заставляют биться сердца, учат молиться, ведут человечество по пути совершенствования, поднимают людей на подвиг». Шаманы и только шаманы, по Анучину, «соль земли, очи человечества, провидцы грядущего». Все человеческое творчество — исключительно «удел шаманов». Только они «могут выра­ зить... волю народа». Политические партии «лишь исполняют и прово­ дят в жизнь то, что дано шаманами». Если же «во главе организации нет шаманов, она умирает и разлагается...»1 — Ищите шаманов и поставьте их выше,— призывает Анучин. Вот, следовательно, почему он именует себя «сибирским шаманом»! По-прежнему обращает на себя внимание и датировка письма маем 1909 года. Но ведь и четыре месяца спустя — в начале сентября того же года,— Владимир Ильич так характеризует свои отношения с богдановцами; 1 В. А н у ч и н . Твори радость (Моя религия). Томск. 1918.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2