Сибирские огни, 1965, №11
Ни в одном из тысяч документов ленинского архива за 1903— 1913 годы, как, впрочем, и за последующее десятилетие, имя Анучина не упоминается ни разу. Совершенно невероятно, чтобы Анучину, в 1906 году на страницах своего «Красноярского дневника» совсем по-черносотенски именовав шему социалистов «краснотряпичниками»1, предоставлялись глубоко законспирированные «нелегальные партийные связи». Ни в адресной книге ЦК, ни в других документальных источниках это имя никогда не фигурирует. Анучин далее останавливается лишь на «нескольких, в то время актуальных вопросах, давших темы для писем». Какие же вопросы счи тает он «актуальными» для целого десятилетия революционной борьбы? Организационные или тактические принципы партии, которые Ленин отстаивает в идейной борьбе с меньшевиками? Махистский ревизионизм эмпириокритиков — «впередовцев», выступивших в годы реакции про тив философии марксизма? Ликвидаторство, о котором гневно пишет Владимир Ильич? Подготовку и проведение партийных съездов? Дея тельность «Звезды» или «Правды»? Ни в одном из мнимых ленинских «писем» даже косвенно не под нимаются действительно насущные для того десятилетия вопросы. С Анучиным — и только с Анучиным! — Ленин «переписывается» на совсем иные темы. Среди них (воспользуемся анучинскими аннотация ми): « Социальные идеалы Конфуция»... «Индийская материалистиче ская философия»... «Арабские философы»... «Тихоокеанская эра»... «Си бирская консультация»... Если верить Анучину, Владимир Ильич «был ненасытен в отноше нии материалов и информаций»; «Придавал большое значение изуче нию» вопросов, которые перед ним ставил Анучин; «Очень заинтересо вался» ими; «Постоянно требовал информации»; «Возвращался несколь ко раз» к поднятым Анучиным проблемам; «Чрезвычайно интересовал ся» и т. д. Но почему же тогда во всех дошедших до нас письмах другим адре сатам, во всем научном и литературном наследии Ленина, взятом в це лом, нет ни строки ни об одной из перечисленных тем? Ленин никогда не писал о Конфуции и, разумеется, отнюдь :те ви дел в древнем китайском философе первооткрывателя идеи Советской власти «в мировом масштабе», как это утверждает Анучин. Никогда, вопреки тому, что приписывал ему Анучин, Ленин не «ис кал возможности перевода... на русский язык» книг индийских филосо- фов-материалистов, хотя бы потому, что ни одной такой книги или д а же одной единственной странички из них не сохранилось. Не мог Ленин отнести к числу «хороших философов на Востоке» и арабского историка Ибн-Халдуна, якобы на пять столетий «опередив шего» Маркса, хотя, на самом деле, этот средневековый кадий Каира ни слова не говорит, вопреки Анучину, «о значении производственных отношений и о роли экономических факторов», а движущие силы исто рии видит лишь в климате... Такова фантастическая тематика «писем». Но где же их оригиналы? Даже если предположить, что они утра чены за годы гражданской войны, необъяснимо исчезновение всех соб ственных писем Анучина из зарубежных ленинских архивов. «Мне приходилось отвечать не письмами, а целыми «трактатами»,— заявляет Анучин. 1 «Красноярский дневник», № 2, 23 октября 1906 г., стр. 10.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2