Сибирские огни, 1965, №11
И это неправда! Владимир Ильич был тесно связан с молодой марксист ской интеллигенцией и в Красноярске. Если верить Анучину, Ленин выделяет лишь одного, скромно не названного очеркистом, «молодого краснояра», выступившего с докла дом «Беллетристика при социализме». В докладчике сразу угадывается сам мемуарист. Однако он тотчас подрывает доверие к своему сообще нию, утверждая, что в обсуждении реферата участвовал «скептически настроенный юноша Скорняков» (...«впоследствии меньшевик»,— добав ляет Анучин в подстрочном примечании). Но Леонид Никитович Скорняков, член ленинского «Союза борь бы» с 1895 года (меньшевиком он никогда не был) в то время нахо дился вовсе не в Красноярске, а в петербургской тюрьме и, следователь но, не подливал «ложку дегтя» в блистательный реферат «молодого краснояра». Не мог Владимир Ильич осадить «скептика» и приведен ным в очерке окриком: — Молодой человек! Ленину в то время было — всего-навсего 26 лет. Он лишь на два с половиной года старше Скорнякова, с которым познакомился, снова по бывав в Красноярске, только через полтора года. Впрочем, это место воспоминаний Анучина было опровергнуто в том же 1940 году. Речь идет о таком сообщении «От редакции» журнала «Литературный современник», опубликованном полгода спустя: «В № 1 нашего журнала в очерке В. Анучина «Встреча» на стр. 7 упоминается фамилия Скорняков, а в сноске на той же странице автор сообщает: «Скорняков — впоследствии меньшевик». Эта сноска не со ответствует действительности: редакция была введена в заблуждение автором очерка В. Анучиным»1. Редакция опровергает почему-то лишь сноску. Но ведь старый боль шевик-ленинец объявлен меньшевиком не только «в сноске на той же странице». В тексте очерка Скорнякову, которого и в помине не было тогда в Красноярске, приписываются нелепые рассуждения о социализ ме, будто бы, насмешливо отвергнутые Лениным. Еще сомнительнее уже не полемические, а положительные выска зывания, которые Анучин вкладывает в уста Владимиру Ильичу, при давая им форму прямой речи. Чего стоит, к примеру, изречение: — Мечты!.. Мечты двигают прогресс. Именно эти строки анучинских «воспоминаний» чаще всего цити руются как подлинные «ленинские слова». Но подобное истолкование мечты и прогресса типично лишь для идеалистов-народников. Ленин в те годы бичует «сентиментально-меч тательное народничество», которое всегда стремится «еще помечтать». Он обличает народнические «фразы, не имеющие никакого смысла, кро ме отворачивания от фактов и сентиментального мечтания»2. Можно ли поверить поэтому, что в разгар идейной борьбы с народ ничеством Ленин объявляет именно мечты двигателем прогресса, со лидаризуясь со сторонниками субъективной социологии, против которой на самом деле он непримиримо выступает? Остается предположить, что Анучин краем уха слыхал о знамени тых страницах «Что делать?», на которых Ленин приводит слова Писа рева «о разладе между мечтой и действительностью»3. С законами исто рического развития и сменой общественно-экономических формаций в 1 «Литературный современник», 1940, № 5—6, стр. 232. 2 В. И Л е н и н , собр. соч., т. 1, стр. 215—241, 262, 273, 345, 359, 360. 3 В. И, Л е н и н , собр. соч., т. 6, стр. 171— 173.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2