Сибирские огни, 1965, №11
Как сообщил нам член КПСС с 1920 года доктор медицинских наук А. А. Диковицкий, руководивший в двадцатых годах парторганизацией Казанского унивеоситета, Анучин в то время не делился своими «воспо минаниями» о «встречах» с Лениным и никогда не ссылался на свою «переписку» с ним. При жизни А. М. Горького, Н. К. Крупской, П. А. Красикова и других близких Владимиру Ильичу людей Анучин не смел не только публиковать свои измышления, но даже намекать на них преподавателям и слушателям высших учебных заведений Казани. Опасался он, естественно, и протестов со стороны еще здравствовавших тогда руководителей и участников «Красноярской Республики». Только после трагических событий 1937— 1938 годов, после ареста и гибели В. М. Крутовского, Б. 3. Шумяцкого и других красноярцев, он почувствовал себя застрахованным от нежелательных свидетелей. До 1940 года легенда о «встречах», «беседах» и даже «дружбе» с Лениным распространяется лишь изустно и, видимо, келейно, не выходя за пределы Самарканда, где Анучин преподает в то время географию. Но вот зимой 1940 года его очерк «Встреча» появляется в ленинград ском журнале «Литературный современник». Ленин приехал в Красноярск поздно вечером 4-го марта. Если ве рить Анучину, он узнал об этом не назавтра и даже не два-три дня спу стя, а лишь «через несколько дней», ну, скажем, 8-го. Последняя же строка очерка гласит: «В середине марта я уехал из Красноярска»1. , «Середина марта» падает на 14— 16-е числа. Таким образом, «Встреча» ограничивается весьма немногими, быть может, всего-навсе го шестью днями. Но к ним-то Анучин относит «беседу» с Владимиром Ильичем «в кругу пяти-шести молодых людей» (ни один из которых, в отличие от Анучина, никогда о ней почему-то не вспоминал!). Тогда же якобы происходят и другие «встречи», на которых «частенько... было много народа» (опять-таки безмолвствующего по этому поводу, если не считать самого Анучина!) Этими же числами датируется обсуждение доклада «Беллетристи ка при социализме» (к нему мы еще вернемся) и даже «хоровые вече ра», которые, якобы по настоятельной просьбе Владимира Ильича, устраивались «очень часто». Постоянные вечерние встречи Анучина с Лениным, утром и днем дополняют три совместных посещения юдинской библиотеки, осмотр «снаружи» и «со двора» дома Суриковых, какие-то неудобные для печа ти «разговоры в мужской компании», и, наконец, многочасовая работд «над гегелевскими головоломками», почти на 20 лет опережающая «фи лософские тетради». Чтобы осуществить за шесть (пусть даже за десять!) дней малую часть намеченной здесь многообразной программы, Ленин может раз лучаться с Анучиным лишь глубокой ночыо. Но, как точно известно по ленинским письмам к родным и свидетельствам современников, Влади мир Ильич в те дни с утра до вечера работает в библиотеке. Между 9 и .15 марта он, к тому же, встречает и провожает в Иркутск товарища по «Союзу борьбы» — доктора Ляховского. Неоднократно беседует с ним и участвует в диспуте с народником Яцевичем в доме бывшего народо вольца Караулова, куда Анучин не был вхож... Уже самый приблизи тельный подсчет времени делает «воспоминания» Анучина совершенно невероятными. 1 Здесь и далее цитируется названный очерк: «Литературный современник», 1940, № 1, стр. 5—10.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2