Сибирские огни, 1965, №11

Как сообщил нам член КПСС с 1920 года доктор медицинских наук А. А. Диковицкий, руководивший в двадцатых годах парторганизацией Казанского унивеоситета, Анучин в то время не делился своими «воспо­ минаниями» о «встречах» с Лениным и никогда не ссылался на свою «переписку» с ним. При жизни А. М. Горького, Н. К. Крупской, П. А. Красикова и других близких Владимиру Ильичу людей Анучин не смел не только публиковать свои измышления, но даже намекать на них преподавателям и слушателям высших учебных заведений Казани. Опасался он, естественно, и протестов со стороны еще здравствовавших тогда руководителей и участников «Красноярской Республики». Только после трагических событий 1937— 1938 годов, после ареста и гибели В. М. Крутовского, Б. 3. Шумяцкого и других красноярцев, он почувствовал себя застрахованным от нежелательных свидетелей. До 1940 года легенда о «встречах», «беседах» и даже «дружбе» с Лениным распространяется лишь изустно и, видимо, келейно, не выходя за пределы Самарканда, где Анучин преподает в то время географию. Но вот зимой 1940 года его очерк «Встреча» появляется в ленинград­ ском журнале «Литературный современник». Ленин приехал в Красноярск поздно вечером 4-го марта. Если ве­ рить Анучину, он узнал об этом не назавтра и даже не два-три дня спу­ стя, а лишь «через несколько дней», ну, скажем, 8-го. Последняя же строка очерка гласит: «В середине марта я уехал из Красноярска»1. , «Середина марта» падает на 14— 16-е числа. Таким образом, «Встреча» ограничивается весьма немногими, быть может, всего-навсе­ го шестью днями. Но к ним-то Анучин относит «беседу» с Владимиром Ильичем «в кругу пяти-шести молодых людей» (ни один из которых, в отличие от Анучина, никогда о ней почему-то не вспоминал!). Тогда же якобы происходят и другие «встречи», на которых «частенько... было много народа» (опять-таки безмолвствующего по этому поводу, если не считать самого Анучина!) Этими же числами датируется обсуждение доклада «Беллетристи­ ка при социализме» (к нему мы еще вернемся) и даже «хоровые вече­ ра», которые, якобы по настоятельной просьбе Владимира Ильича, устраивались «очень часто». Постоянные вечерние встречи Анучина с Лениным, утром и днем дополняют три совместных посещения юдинской библиотеки, осмотр «снаружи» и «со двора» дома Суриковых, какие-то неудобные для печа­ ти «разговоры в мужской компании», и, наконец, многочасовая работд «над гегелевскими головоломками», почти на 20 лет опережающая «фи­ лософские тетради». Чтобы осуществить за шесть (пусть даже за десять!) дней малую часть намеченной здесь многообразной программы, Ленин может раз­ лучаться с Анучиным лишь глубокой ночыо. Но, как точно известно по ленинским письмам к родным и свидетельствам современников, Влади­ мир Ильич в те дни с утра до вечера работает в библиотеке. Между 9 и .15 марта он, к тому же, встречает и провожает в Иркутск товарища по «Союзу борьбы» — доктора Ляховского. Неоднократно беседует с ним и участвует в диспуте с народником Яцевичем в доме бывшего народо­ вольца Караулова, куда Анучин не был вхож... Уже самый приблизи­ тельный подсчет времени делает «воспоминания» Анучина совершенно невероятными. 1 Здесь и далее цитируется названный очерк: «Литературный современник», 1940, № 1, стр. 5—10.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2