Сибирские огни, 1965, №11

его. Разумеется, мое мнение о Бела Куне и о Венгерской революции, приводимое Бенешем же, является столь же гнусной ложью»1. Безвестный елецкий эсер Крюков и ренегат Франтишек Бенеш (в 1918— 1920 годах сотрудник чехословацкого отдела Народного ко­ миссариата по делам национальностей, а вскоре — крайне правый со­ циал-демократ) едва ли не первые в послеоктябрьские годы фальсифи­ каторы, которые отважились на столь грубую подделку ленинских вы­ сказываний. Первые, но отнюдь не последние... При жизни Владимира Ильича он сам предупреждал о «чрызвычайной осторожности», с которой надо относиться к подобным провокаторам. Сам обличал «гнусную ложь» по своему адресу. К сожалению, эти предупреждения и обличения вскоре были позабыты, и в печать просочилось немало «воспоминаний» о мни­ мых встречах и никогда не происходивших беседах досужих мемуари­ стов с Лениным. Сочиненные, как правило, для саморекламы, «воспо­ минания» эти некритически публиковались, цитировались, восхваля­ лись. Словом, «имели хождение» наравне с аутентичными ленинскими документами. Но особенно повезло среди гнусных лжецов, если воспользоваться резким ленинским эпитетом, одному автору. О его «воспоминаниях» давно пришло время сказать всю горькую правду. Но сперва напомним несколько фактов ленинской биографии... Весной 1897 года Ленин провел пятьдесят шесть дней в Краснояр­ ске, по дороге в Шушенское. Этот период ленинской биографии и решил использовать в своих целях Василий Анучин, выдумав «встречи» и «беседы» с Лениным. Так недоучившийся томский семинарист, а впоследствии бойкий сибирский литератор вошел не только в историческую, но и в художественную ли­ тературу. Рассказы Анучина о Владимире Ильиче почти буквально вос­ производят романисты и очеркисты, по их мотивам драматурги спле­ тают фабулы пьес о Ленине в Сибири. Хотя в публикациях и архивных данных Института марксизма-ле­ нинизма нет ни слова о письмах Анучина, принято полагать, что он почти десять л е т—-с 1903 по 1913 год! — переписывался с Лениным.. Правда, никаких следов адресованных ему ленинских писем не сохра­ нилось, но это не помешало феноменальной памяти «мемуариста» сбе­ речь и 'почти сорок лет спустя дословно воспроизвести их «фрагменты». Десять (максимум) дней ничем не подтвержденного одновремен­ ного пребывания с Лениным в Красноярске в 1897 году Анучин превра­ тил в десять лет «дружбы» и «переписки». Собственную фантазию он выдал за подлинные «высказывания» и даже «письма» Владимира Ильича. Доказать это и призваны наши заметки, постепенно возникшие в итоге четырехлетнего изучения документов и материалов, связанных с пребыванием Ленина в Красноярске. I. Встреча Датируя свои «воспоминания» о Ленине февралем 1924 года, Ану­ чин однако, не выступает в печати ни в год кончины Владимира Ильи­ ча. ни в одну из других памятных ленинских дат последующего пятна­ дцатилетия. 1 В. И. Л е н и н , собр. соч., т. 51, стр. 287.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2