Сибирские огни, 1965, №11

И если кто-то говорит о предполагаемом «давлении», то это типич­ ная фразеология империалистических монополий, которые используют торговлю нефтью как средство экономического давления на другие на­ роды и государства. Активное выступление Советского Союза на миро­ вом рынке срывает их планы экономической экспансии. Ясно одно. В 1980 году в С С С Р будет добыто свыше 700 миллионов тонн нефти. Уверенно возникающее и развивающееся «третье Баку» будет давать большую часть нефти, чтобы достичь этой цифры. Экспорт же советской нефти будет расти, конечно, не только за счет Западной Сибири. За это отвечает Слепьян Создать условия, которые бы позволили как можно быстрее и ра ­ циональнее дать нефть народному хозяйству,— за это отвечает Арон Маркович Слепьян, руководитель «эксплуататоров», резиденция кото­ рого расположена в нескольких шагах от геологоуправлекия. — Через три года эксплуатацией новых месторождений и строи­ тельством коммуникаций будет занято в восемь раз больше людей, чем сейчас,— говорит он.— А в 1970 году — в двенадцать раз. Кроме того, нам нужно много современных производительных машин. Недавно на машиностроительной выставке в Москве я видел хорошие образцы из ГДР , которые мы могли бы использовать у себя. Мы рекомендовали совету народного хозяйства закупить такие машины. Далее товарищ Слепьян рассказывает нам о проектах, которые осуществляет руководимый им штаб. На севере к Уральской железной дороге примкнет новая тысячеки­ лометровая линия, чтобы обеспечить доставку строительных материа­ лов в газовую провинцию северо-западной Сибири. Сургут, который вырастет в столицу крупного нефтяного района, будет связан железной дорогой протяженностью в 750 километров и т а ­ кой же длины автострадой с Тюменью. Основная задача этих коммуни­ каций— быстрая транспортировка нефти и газа. Арон Маркович посвящает нас в тонкости проблем, выдвинутых пе­ ред эксплуатационниками. Первая- нефть из опытных партий поступает в Омск долгим водным путем — за 2500 километров. — Транспортную проблему нам, конечно, речными танкерами не решить, даже если они пойдут караванами. Помимо ограниченной гру­ зоподъемности, воднотанкерная система имеет еще одно существенное неудобство: Обь и другие сибирские реки почти на полгода выходят из строя и становятся непригодными для судоходства — замерзают. С га ­ зом еще хуже. Его в танкерах не повезешь! Правда, и к этому научи­ лись приспосабливаться — возят. Капитальное решение проблемы найдено. Одновременно соору­ жаются четыре крупных трубопровода. Слепьян подводит нас к геогра­ фической карте. Первый нефтепровод протяженностью в 436 километров проклады­ вается от Шаима до Тюмени. Он близок к завершению. От Усть-Балыка пройдет магистраль на 1100 километров к Омско­ му нефтеперерабатывающему заводу. Она тоже скоро вступит в строй и соединится с южно-сибирским нефтепроводом, который связал за че­ тыре тысячи километров Башкирию с Ангарском: Растущая производительность «третьего Баку» приведет к тому, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2