Сибирские огни, 1965, №10
— Слушай, присмотри за моим бедным сыном. Он настоящий муж чина: сколько наказаний перенес, а клеветы не признал. Пусть и да смерти мужчиной остается. А я, пожалуй, уеду. Табун лошадей в Мон голию переправлю. Пусть эта сволочь злится... — Осторожней, услышат,— шепотом одернул его товарищ. Вдруг он заметил нас и, вздрогнув, спросил: — А вы откуда? — Посмотри на их отвисшие бурдюки!— сказал насмешливо стар ший.— Сразу видно, что их не мясом, а отрубями да хойтпаком наби вают. Вырастут — и тоже через такие наказания перешагнут.— И при крикнул на нас: — Чем так глазеть, помогали бы людям! Принесите прикованным воду, облегчите их мученья. Мы выбрались из засады и принялись бродить между юртами, на каждом шагу натыкаясь на испытывающих страшные муки людей. Не которые были закованы в деревянные колодки и положены на острые колышки, другие были в железных кандалах. Мы приносили этим лю дям воды, углей, чтобы раскурить трубку, обмахивали от мух и комаров. Нас увидел какой-то чиновник и заорал: — А ну, приведите ко мне этих щенков! Откуда их прислали дер жать связь с арестованными?.. Но где сыщешь таких бегунов, как перепуганные мальчишки? Как брошенные камни, разлетелись мы и мигом очутились в лесу, на той стороне поляны. Передохнули чуть — и бегом домой. Рассказов о виден ном и пережитом хватило на целый вечер. Дядя Мукраш был не на шутку испуган нашим повествованием: — А ну, как на вас брызнет человеческая кровь? Боже избави! Вся кая нечисть может тогда к вам пристать!.. А главное, чиновники нагря нут за вами — и тогда жди беды! Как голодные лошади обгрызают кору с тополей, к которым привязаны, так и они с нас. Им ничего не стоит лжесвидетелей найти. «Собака, полизав свою спину, сытой не станет — чиновник праведными поступками богатства не соберет». После таких разговоров и угроз, попадать на судилище стало труд нее: мало того, что нужно глядеть в оба, чтобы чиновники тебя не пой мали, так еще своих опасайся!.. Мы с Арандолом решили ходить туда, когда становилось темно, теперь возле судилища крутилось много маль чишек из дальних и ближних аалов — попробуй в темноте разбери, кто чей. Страх наш перед тем, что творилось, не уменьшался, но, чем боль ше мы узнавали ужасов, тем сильнее нас тянуло туда. Чего только мы там не повидали! Обвиняемых били ремнем по ще к ам— эго называлось «шаагай». Голого человека садили на мелкий щебень; вкладывали между пальцами деревянные палочки и стягивали ремнем; засыпали глаза рубленым конским волосом, надевали на шею деревянный хомут, сажали между бревнами, подвешивали вниз головой над дымящимся очагом... Четырехгранная палка, которой били людей по спинам, называлась «манзы». Внутрь манзы вливался расплавленный свинец, и тогда ею изо всей силы били по икрам ног или по спине... Даже звук ударов вынести не возможно, не то что глядеть, как рвется под ударами манзы живое тело!.. Куда жалостливее забивают скот— один неожиданный удар — и все. А человеку дадут полсотни ударов, приведут в чувство — и снова <5ыот. Чиновники еще кричат палачу: — А ну бей! Бей сильнее! И человек, оказывается, куда сильнее и выносливее животного. Истязают его, тело почти мертво, а он все равно пощады не просит. Что же помогает людям переносить такие муки? С этими вопросами я, ко нечно, бежал к бабушке, а она ругала меня:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2