Сибирские огни, 1965, №10
юрты пучок свежих веток ивы, а войдя в юрту, подносят кугер араки со словами: «Мы прибыли, чтобы разделить косу нашей невестки на три и переломить первый чай». После этой церемонии, девушка считается окончательно занятой. Косу невесты торжественно расплетают. Мужчины у нас в те времена тоже носили косу — небольшой пучок на макушке. Так что и жениха сажают рядом с невестой, расплетают его косу, и волосы у них обоих торжественно расчесывают. Косу девушки разъединяют на три косички, которые ниже плеч соединяют в одну, вплетая сюда же тяжелое укра шение из бус и серебра. Его преподносят родители жениха с обрядовой песней. Если невеста еще ребенок, то ей вплетают лишь бусинку, а само украшение дарят позже, когда она станет совершеннолетней. Переступив впервые порог юрты невесты, жених должен подойти помолиться, а его новые родители подносят ему мясной суп, который он обязан съесть, а опорожненную посуду положить себе за пазуху. После этого он может уйти, а у родителей начинается за калым настоящий торг, доходящий иногда до крика и брани. Много хлопот и больших денег стоит родителям невесты приготов ление новой юрты для молодых. Все приданое родители приготовить, конечно, не в силах, поэтому им помогают родственники, получающие долю от калыма. Когда размер калыма установят, начинают празднич ный пир с выступлениями борцов, с состязаниями скакунов и иноходцев. Этот праздник продолжается несколько дней. После этого родственники жениха приезжают «снимать оставленную ветку ивы» — знак перенесе ния нового очага. Люди, сосватавшие Долбанму, были богаче ее родителей, поэтому, приготовляя для дочери юрту и приданое, отец ее старался не уронить своего достоинства перед сватами. Он заказал остов юрты хорошему мастеру. Решетчатый деревянный остов юрты делается из шести частей, каж дая часть — из двенадцати головок, кроме того, еще потолочные части, дымоходная решетка, да двери. Такой заказ дается мастеру не менее, чем за год до свадьбы. Потом заказывается шкаф для посуды, украшенный резным орна ментом и фигурами животных. Бока кровати тоже украшаются резным орнаментом. Деревянные аптары для богов (их должно быть четыре) тоже покрываются резьбой Делаются два маленьких столика для почет ных гостей, длинный ящик для священной стрелы. Все это заказывают лучшему краснодеревщику. Кроме того, для юрты еще нужны всякие изделия из кожи, напри мер, шесть больших кожаных мешков для хранения пищи и вещей —• они называются у нас «барба». Их передние бока расшивают узорами из цветной кожи. Готовят ширтек, чтобы покрывать землю в юрте, из пяти кусков войлока с отверстием для очага в центре. Делают одну длинную подушку для кровати, ее набивают козьим пухом или мягкой шерстью и расшивают бусами. Шьют мешочки для со ли, для чая, для пиал — их прикрепляют на женской половине, где стоят все принадлежности для кухни, пища и посуда. Ступок надо две- одна — для чая и соли, а другая — для тары и разных круп. Деревянные корыта для мяса, тары и для угощений — они у нас служат вместо большого общего блюда. Все деревянные предметы то же украшены резьбой, а пиалы, если заказчик богат, украшаются сереб ряными и медными кольцами, иные делаются из корня березы и обли цовываются серебром. Впрочем, чаще пиалы покупались фарфоровые, 5 «Сибирские огни» № 10 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2