Сибирские огни, 1965, №10

юрты пучок свежих веток ивы, а войдя в юрту, подносят кугер араки со словами: «Мы прибыли, чтобы разделить косу нашей невестки на три и переломить первый чай». После этой церемонии, девушка считается окончательно занятой. Косу невесты торжественно расплетают. Мужчины у нас в те времена тоже носили косу — небольшой пучок на макушке. Так что и жениха сажают рядом с невестой, расплетают его косу, и волосы у них обоих торжественно расчесывают. Косу девушки разъединяют на три косички, которые ниже плеч соединяют в одну, вплетая сюда же тяжелое укра­ шение из бус и серебра. Его преподносят родители жениха с обрядовой песней. Если невеста еще ребенок, то ей вплетают лишь бусинку, а само украшение дарят позже, когда она станет совершеннолетней. Переступив впервые порог юрты невесты, жених должен подойти помолиться, а его новые родители подносят ему мясной суп, который он обязан съесть, а опорожненную посуду положить себе за пазуху. После этого он может уйти, а у родителей начинается за калым настоящий торг, доходящий иногда до крика и брани. Много хлопот и больших денег стоит родителям невесты приготов­ ление новой юрты для молодых. Все приданое родители приготовить, конечно, не в силах, поэтому им помогают родственники, получающие долю от калыма. Когда размер калыма установят, начинают празднич­ ный пир с выступлениями борцов, с состязаниями скакунов и иноходцев. Этот праздник продолжается несколько дней. После этого родственники жениха приезжают «снимать оставленную ветку ивы» — знак перенесе­ ния нового очага. Люди, сосватавшие Долбанму, были богаче ее родителей, поэтому, приготовляя для дочери юрту и приданое, отец ее старался не уронить своего достоинства перед сватами. Он заказал остов юрты хорошему мастеру. Решетчатый деревянный остов юрты делается из шести частей, каж­ дая часть — из двенадцати головок, кроме того, еще потолочные части, дымоходная решетка, да двери. Такой заказ дается мастеру не менее, чем за год до свадьбы. Потом заказывается шкаф для посуды, украшенный резным орна­ ментом и фигурами животных. Бока кровати тоже украшаются резным орнаментом. Деревянные аптары для богов (их должно быть четыре) тоже покрываются резьбой Делаются два маленьких столика для почет­ ных гостей, длинный ящик для священной стрелы. Все это заказывают лучшему краснодеревщику. Кроме того, для юрты еще нужны всякие изделия из кожи, напри­ мер, шесть больших кожаных мешков для хранения пищи и вещей —• они называются у нас «барба». Их передние бока расшивают узорами из цветной кожи. Готовят ширтек, чтобы покрывать землю в юрте, из пяти кусков войлока с отверстием для очага в центре. Делают одну длинную подушку для кровати, ее набивают козьим пухом или мягкой шерстью и расшивают бусами. Шьют мешочки для со­ ли, для чая, для пиал — их прикрепляют на женской половине, где стоят все принадлежности для кухни, пища и посуда. Ступок надо две- одна — для чая и соли, а другая — для тары и разных круп. Деревянные корыта для мяса, тары и для угощений — они у нас служат вместо большого общего блюда. Все деревянные предметы то­ же украшены резьбой, а пиалы, если заказчик богат, украшаются сереб­ ряными и медными кольцами, иные делаются из корня березы и обли­ цовываются серебром. Впрочем, чаще пиалы покупались фарфоровые, 5 «Сибирские огни» № 10 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2