Сибирские огни, 1965, №10
Женщины отправились в кошару, разыскивать рыжую козу. Испу ганные животные молча брыкались и падали, пытаясь- вырваться, тог да женщины принялись крутить им хвосты и добились требуемого «бе-я, бе-я...» Из соседних аалов доносились крики, звон меди, лай собак. Ша манили шаманы, ламы служили молебны. Постепенно начало светлеть,— и вот наша священная золотая Л у на выплыла живой и невредимой из пасти чудовища. Радость была велика. Шаманы падали во время камланья и кри чали наперебой: «Я спас Луну!..» «Нет, эго мне удалось ее спасти!». Ламы тоже не желали уступать своего первенства в спасении священ ного светила. Дело едва не дошло до драки. Когда мы возвратились в юрту, наш кулеш давно превратился в кашу. Мы на радостях съели ее, поделившись и состариком-сказите- лем, забредшим в наш аал. Он рассказал нам: «Всевышний добрый бог, после того как сотворил и спустил на зем лю всех животных, захотел сделать их бессмертными. Он приготовил живую воду-аржан и стал советоваться со своим самым близким уче ником Очурмани, стоит ли дарить бессмертие хищникам. Спор затя нулся, и тут его услышала ведьма. Она подкралась, схватила кувшин е аржаном, опрокинула в свой безобразный рот — и была такова! Бог и Очурмани со всех ног пустились за воровкой. Долго гна лись, стали почти нагонять ее недалеко от земли, но ведьма преврати лась в темное облако и круто взвилась, желая взлететь в небесное цар ство. Небо в ту пору было пасмурное, и воровка затерялась среди об лаков и туч. Тогда бог стал расспрашивать всех встречных. — Не видело ли ты ведьму!* — спросил он у Солнца. — О, тут недалеко в облаках промелькнула, святой Боже! Они спустились ниже и встретились с Луной, которая указала, в какую сторону скрылась воровка. Вскоре они догнали ее. Рассерженный бог размахнулся и швыр нул свою золотую булаву — она рассекла чудовище надвое. Аржан пролился из задней части туловища, а в передней его немного оста лось, поэтому воровка до сих пор живет среди облаков. Желая отом стить Луне и Солнцу, указавшим ее путь богу, она старается прогло тить их, но каждый раз они благополучно вываливаются из ее разруб ленного живота. Люди знают об этом, но страшатся: а вдруг светила все же успеют перевариться в ее желудке? Они кричат и волнуются, и бьют в медные чаши, и радуются, когда Луна и Солнце вновь появля ются на небе... Бог не захотел больше делать живую воду, поэтому люди и звери смертны. Однако капельки разлитого ведьмой аржана" упали на леса и горы, поэтому пихта, сосна, кедр, можжевельник и ель всегда зе леные...» На Тандинскот перевале О т дяди Мукраша я попал к одному из братьев отца, Баран-оолу, жившему в Северном Амыраке, за перевалом, довольно далеко от на ших мест. Первое время дядя относился ко мне ласково. Он обрезал мою косичку, под корнем которой были ранки от укусов вшей, лечил их пеплом из своей трубки, даже ставил заплаты на мою рваную шу бейку и сшил обувку из старых маймаков. Тетка же очень боялась, как бы мои насекомые не перебрались на ее ребятишек, часто говорила:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2