Сибирские огни, 1965, №10

— Твой сын такой красивый, отдай его мне. Смотри на меня, на нее... — он указал на себя, на девушку и на меня, видно ему не хватало тувинских слов, чтобы объяснить, как я похож на них. «И правда, наверное, я русский. А теперь они и узнали. Вот беда! Но они, кажется, хорошие люди, если возьмут меня к себе, так ниче­ го, ладно...» Узун-эмчи в это время потер белым пушком мою руку, сильно за­ пахло чем-то, похожим немного на запах пихты. Тогда он стал не очень сильно царапать по руке маленьким железным ножичком, остался се-, ренький след. Потом стеклянной палочкой капнул на поцарапанные места три капли... Я стоял и ждал, когда же он начнет резать меня. Девушка-зайчик спустила мне рукав, взяла меня под мышки, вы­ несла к маме и сказала: — Ваш ребенок очень храбрый. Ее глаза, светлые, как незрелая смородина, тепло ее нежных чи­ стых pvk навсегда остались в моем сердце, так, же как три следа на моей руке. Если после этого меня дразнили русским, я совсем не обижался. Долго затем мы играли в прививку оспы, и я был Узун-эмчи, а моими пациентами — все дети аала. Стебелек одуванчика служил мне ампулой с вакциной, хирургическим ножичком — острый камень, а перевязочным материалом — листья черемицы... Узун-эмчи спас в тот год жизнь многим людям и, вероятно, мне тоже. ' Смерть матери Однажды отец пригласил двух лам. Нас заставили толочь жареный ячмень, сделали из этой муки тесто, а ламы вылепили из него высокую трехгранную пирамиду и вокруг нее — голых людей и еще разных страшных идолов. Потом ламы уселись в юрте и принялись читать свя­ щенные книги, а когда прерывали чтение, то гремели медными тарелка­ ми, играли на дамбыре, конге, кенгирге. Они читали молитвы то скоро­ говоркой, то растягивая, то пели хором. Когда уставали, пили чай или араку, ели мясо. Я глядел на них и думал: «Ну, наверное, они скоро поймают ту злую болезнь, что мучает маму». Были зажжены везде светильники, в маленьких и больших медных пашах стояла разная еда. Мама, еле держась, сидела на кровати, си­ лилась помолиться, соединив ладони и прикладывая их ко лбу. Все на­ ши взрослые тоже молились, кланяясь до земли. Особенно истово мо­ лились отец и бабушка, кланяясь много-много раз подряд. Время от Времени ламы приказывали отцу принести жертву богу, и отец, спешно взяв кугерчик, брызгал аракой в сторону богов, а после, налив араку в чашки, подавал ламам. Чем больше молились ламы,-тем пьянее и гром­ че становилось их чтение, а грохот тарелок и барабанчиков все оглуг шительнее. Перед старшим ламой стоит тарелка, полная ячменя, время от вре­ мени он черпает из нее горсть и швыряет ячмень то в дверь, то в маму. А она только закрывает глаза — и зерна ячменя, отскочив от стены, падают ей на лицо. Ламы в это время свирепеют, ругаются, кричат, вы­ гоняя чертей. Перед вечером меня послали пригнать телят. Вернувшись, я уви­ дел возле очага, лукой к огню, мамино седло, поверх был брошен ее шелковый праздничный халат, рядом лежали ее украшения, нарядные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2