Сибирские огни, 1965, №10
век, он делает не только во имя настоящего, но и будущего своего и свои.ч детей. В этом своеобразии советской литературы и ее при тягательная сила. Это и есть то общее, сходное, что объединяет произведения пи сателей разных наций и народностей». Ска зать так — в сущности ничего не сказать. Ведь гораздо важнее определить конкрет ные идейно-художественные связи, глубокую специфическую общность литератур при их национально-стилевом богатстве и разнооб разии. Значительно глубже и оригинальнее на писан раздел о процессе развития поэзии в различных национальных литературах. Ана лизируя литературу бурят, якутов, тувин цев, хакасов, автор рассматривает рост со держательности и мастерства поэзии в кон тексте различных исторических периодов. Д. Романенко обращает внимание на два ряда литературных явлений, тесно связан ных друг с другом. Один ряд явлений — это взаимодействие, взаимовлияние содержания и формы. Критик, например, очень внима тельно анализирует и исторически верно оценивает художественную структуру «Красного шамана» П. Ойунского, спорного во многих отношениях с точки зрения мето да и стиля. Второй ряд явлений — это исто рическое движение поэзии, включающее процесс освоения литературного наследства. И здесь критик не обходит сложных и дискуссионных вопросов. Он пишет о тех «издержках», которые были в период куль та личности, поддерживая добрые имена некоторых несправедливо очерненных та лантливых писателей, таких, как А. Кула- ковский, А. Софронов, Н. Неустроев. Заканчивается книга рядом живо напи санных литературных портретов: Хоца Нам- сараева, Николая Мординова, Михаила Кильчичакова и других. Д. Романенко назвал свою книгу «У мо гучих истоков». Эти истоки говорят об ода ренности когда-то отсталых народностей, о тех неисчерпаемых богатствах, какие таятся в недрах наших многочисленных националь ных литератур, идущих под знаменем социа листического реализма. Г. О с т р ы й И З Д А Т Е Л Ь С Т В О — О Н А У Ч Н О М П О И С К Е Г ода два назад начали выходить в свет скромные книжки Западно-Си бирского издательства со строгой надписью через обложку: «Ученые Сибири о достиже ниях науки». Интерес к этой серии необычай но высок, ибо с окончанием строительства под. Новосибирском городка науки как из рога изобилия хлынул поток репортажей, бро шюр, лекций об этом замечательном науч ном комплексе. Однако дальше восторгов или описания тематики институтов и биогра фий талантливых ученых дело у заезжих журналистов не пошло Тогда появились статьи самих ученых в местной печати под общей рубрикой: «На главных направлени ях науки». Ученые в популярной форме на чали рассказ о научном поиске. Но в газете обо всем не расскажешь, слишком уж ши рока читательская аудитория, нет возмож ности привести хотя бы самые общие рас четы, иллюстрации... Вот тогда-то в издательстве и возникла заманчивая идея: а почему-бы нам самим не взяться за популяризацию достижений в науке наших земляков, не рассказать о том, что получило прописку в большом здании науки именно у нас, в Сибири, о чем впер вые мир услышал из Новосибирска? А рас сказать было о чем. Ведь в первые же годы своего существования Академгородок зая вил о себе блестящими открытиями матема тиков, прочитавших рукописи народа майя,, физиков, построивших уникальные приборы, химиков, основавших здесь единственный в стране институт катализа, гидродинамиков с их мирным взрывом-строителем и чудо- гидропушкой... Но воплотить идею оказалось не так-то- просто. Сначала раздались голоса сомневаю щихся: а стоит ли? Ведь центральные изда тельства выступают с книжками на подоб ные темы? Дальше пришло опасение: будет- ли своя аудитория? Посоветовались, реши ли — будет! И вот появился первенец серии: книжка академика Л. Д. Ландау и профес сора Ю. Б. Румера «Что такое теория от носительности»1. В нынешнем году исполняется шестьде сят лет этой выдающейся находке человече ского разума, которую ставят в число деся ти самых замечательных секретов, отвоеван ных человеком у природы. Открытая Эйн штейном в 1905 году теория относитель ности взволновала поколения ученых, не оставив ни одного равнодушным. Равноду шия — не было, а вот тех, кто не понял теории — сколько угодно. Недаром Эйн штейн как-то с грустью заметил, что у нега вряд ли найдется на всей земле десяток единомышленников. Юмор Эйнштейна об щеизвестен, но он был прав: теория, ломая веками складывавшиеся представления че ловечества о категориях пространства и вре мени, с трудом воспринималась большинст вом современников. Биографы замечатель ного ученого утверждают, что к прошлому году о теории относительности было напи сано около четырех тысяч (!) статей, книг. Но и сейчас, когда теория Эйнштейна за воевала мир, остается много людей, не по нявших ее сути, знающих о ней лишь по- 1 Л . Д. Л а н д а у , Ю. Б. Р у м е р. Что та кое теория относительности. Новосибирское книж ное издательство. 1963.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2