Сибирские огни, 1965, №10
Автор книги не просто регистратор фак тов и явлений, не обычный хроникер-библио граф, составляющий компендиум разнород ных литературных сведений. Он прежде все го— и в этом главная ценность его труда — теоретик, поставивший задачу осмыслить за кономерности развития литератур народно стей Российской Федерации. Критик хорошо владеет различными жан рами литературно-критических исследова ний. В книге мы находим работы, в которых раскрывается литературный процесс, статьи, анализирующие определенный жанр литера туры, живые, лаконичные писательские порт реты. Книга открывается разделом «Литерату ры народов Крайнего Севера». По-журнали- стки броско и интересно написанное вступ ление подводит читателя к предмету иссле дования. Критик очень верно говорит о су ществе литературного процесса у северян, об изображении человека, о тех положитель ных сдвигах, которые постепенно происхо дили в этом плане. «Важно отметить,— пи шет исследователь,— что в произведениях северян человек выступает как покоритель природы, ее властелин, бережливый и рачи тельный хозяин», что... «молодые литерату ры стали богаче не только по содержанию, но и по видам и жанрам». Интерес к внутреннему миру людей, к их психологии — вот то самое важное и зна менательное, что составляет, по мнению критика, существо поэтических достижений писателей Крайнего Севера. Привлекают внимание важные теоретические положения автора, рассматривающего связи письмен ной литературы с фольклором и особен ности национальной характерности отдель ных литератур народов Севера. Убедитель но доказано, что для многих писателей фольклор перестал быть эталоном. Он «ис пользуется лишь как строительный матери ал в разнообразных и совершенных формах, ^которые стали достижением литераторов Севера благодаря активному влиянию и вза- имообогашению 'культур». Внимательней и детальный анализ твор чества Юрия Рытхэу, Григория Ходжера, Ивана Истомина дает возможность автору определить сущность национальной специфи ки, которую следует искать не в фолькло ре, не в древних верованиях, а в современ ности, в отношениях людей, в труде. «Ина че— любая национальная литература бес перспективна. Обветшалые догмы не дали бы ей выйти на широкий простор». Видя в развитии литератур народов Се вера явные успехи и достижения, критик, однако, не впадает в умилительное настрое ние, он открыто говорит о недостатках и трудностях, пишет принципиально, заинтере сованно, как заботливый хозяин и взыска тельный друг. Второй раздел труда посвящен рожде нию романа в национальных литературах малых народностей. Проблема эта, безу словно, сложная. И осложняется она порой тем, что некоторые национальные литерату ры не дают в этом плане никакого факти ческого материала. Так, например, в тувин ской прозе нет еще романа, хотя писатели и работают в этом направлении. Наиболь шие достижения в области сложного эпиче ского жанра видны в бурятской и якутской литературах. Критик подробно останавли вается на рассмотрении проблематики и ху дожественной формы отдельных произведе ний. При этом речь идет не только о рома не, но и о повестях и рассказах, как исто рических и жанровых предшественниках ро мана. Здесь добросовестно собран и систе матизирован весьма объемный материал по прозе разных народностей: тувинцев, бурят, якутов и др. Однако, на наш взгляд, в этой части ра боты слабее просматривается теоретическая концепция автора. Решение проблемы воз никновения романа и наблюдения над про цессом его развития заменяются, по сути дела, рецензионным материалом, собранным в одной обойме. Нельзя сказать, что критик не делает из своего обзора теоретических выводов. Шестая глава раздела посвящена именно этому. Но при чтении книги очевид ным становится значительный разрыв меж ду «частностями» конкретных наблюдений и сгущенностью типологических обобщений в итоговой главе. Д. Романенко подробно анализирует много рассказов и повестей, справедливо считая их органическими предшественника ми романа. Но как происходил исторически закономерный переход от одного жанра к другому, где находился этот стык, как стро ился художественный образ в произведени ях разных жанров, в чем можно было уви деть ростки романной формы — все это осталось недостаточно разъясненным. Не обоснована также тематическая специфика романа. Критик, например, пишет: «К теме современности до недавнего времени обра щались в основном рассказчики и очеркисты, а мастера крупных форм посвящали свои произведения важнейшим событиям прошло го века, историко-революционной теме, теме начальных лет коллективизации». Интересно все-таки знать, почему так происходило? В книге мы не находим ответа. Анализ процесса развития романа требо вал от автора учета хотя бы самых значи тельных произведений этого жанра. Если бы раздел имел твердую теоретическую опору, автор никак не смог бы «избавиться» от та кого значительного литературного явления, как роман Н. Мординова «Весенняя пора». Но критик перенес анализ этого произведе ния в «литературный портрет» Н. Мордино ва. Усиление же теоретической основы не сомненно «вернуло» бы широкое эпическое полотно Н. Мординова в надлежащий раз дел о рождении романа. Кроме того, некоторые теоретические выводы этого раздела научно непродуктив ны вследствие своей универсальности Вот пример: «...Советскую литературу наполня ет пафос сегодняшнего созидания и^ пафос будущего. Все, что делает советский чело
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2