Сибирские огни, 1965, №10
Налицо — как будто борьба за образо вание, за массовость знания, а на деле — боязнь этого знания, регламентирование его, спекуляция на нем. И оказывается, что «массовость» — не что иное, как умышленный эклектизм, умыш ленное приготовление похлебки из ценней ших продуктов. Она дает иллюзию знания, •она демагогически прокламирует его, раз вращая своей доступностью ум, любопытст во и само знание. Снимается только верхний слой, глубины остаются нетронутыми. Даже умный, толковый директор музея, боевой комбриг, человек чуткий, мужествен ный и справедливый — ничего не может с этим поделать. Он так же односторонен, так же узок, так же упрощенно механистичен. Свой военный опыт он считает универсаль ным опытом. И стоящие над ним чиновни ки во френчах, все эти средние инстанции культового организма, поощряют в нем это. Но если директор — это еще живой чело век, если совесть и ум еще не убиты в нем, то эти — средние — уже отвлеченные от себя автоматы, их индивидуальность осталась по ту сторону фильтра. Страшные фигуры возникают на полях повести. «Мадам Смерть» — машинистка и осведомительница — женщина, в которой не осталось ничего женского, женщина — остов женщины, лицо без лица, один из массовых штампов машины. Директор библиотеки Аюпова — фанатичка, убившая в себе все, кроме неразмышляющей преданности, и — требующая того же от других. Старуха Ван дер Белен, сжегшая труп своего мужа — доктора Блиндермана — и мечтающая выле пить из пепла бюст его. И, наконец, краси вые и молодые Михаил Степанович и его аспирантка Софа — уже с этих лет полу- оскопленные, полупринадлежащие себе. Все это продукты и отработки механиз ма, о принципах которого рассуждает «хра нитель». Он видит за ним не одно лицо, не случайность, а развитую сеть отношений, способов утверждения себя. Он обращается к древности, и тогда-то оживают все эти черепки и камни, и начинают говорить за навес и увертюра. И тогда к месту стано вятся рассуждения об основательности со бора, о крепости алма-атинских построек, способных выдержать землетрясения. Архитектор Зенков строил собор надол го, на века. Он учитызал характер почв и особенности рельефа. Он вписывал собор в алма-атинское небо, и основательность, и красота сливались в его творении вместе. Он рассчитывал, он опирался на землю, но купол его собора уходил к облакам, и одно .согласовывалось с другим. Теперь же на месте собора планируется куб. Призматический куб, мечта директора, •который должен сменить это «наследие прошлого». С грустью смотрит «хранитель» на макет этого куба, и его прозрачность, по хожая на прозрачность стрекозиных крылы шек, кажется ему той же иллюзией, тем же обманом. «Настоящая сила добра уже потому, что устойчива»,— говорит он. «Беда, когда бес силье начнет показывать силу...» Директор подхватывает его мысли: «А знаешь, сколь ко у нас вдруг появилось охотников бить зеркала? Превеликое множество! Превели кое! Пока настоящая сила соберется, раска- чается, придет — знаешь, сколько они на- уродуют?..» Они говорят о крайностях бессилия. При дя к власти, оно делается страшней всякой силы. «Главное свойство любого деспота,— пи шет Ю. Домбровский,— очевидно, и есть его страшная близорукость. Неисторичность его сознания, что ли? Он весь, тютелька в тю тельку, умещается в рамку своей жизни. Видеть дальше своей могилы ему не дано». Исцеление от деспотизма он видит в культуре. В овладении истинными ценностя ми, которые не способен загнать в землю деспот. Существует идеал, который, как прекрасная женщина, найденная археолога ми пятьсот лет назад на Аппиевой дороге, прекрасен и очищен от корыстных желаний. Откопать эту женщину, найти ее и вер нуть людям хочет «хранитель». •Он пони мает, что это не «спящая красавица», не от влеченность, а реальное знание, реальная истина, которая нужна нам на каждый день. Женщина эта прекрасней реальных не вест, и поэтому женихи оставили их и при шли поклониться ей. Но черты ее есть в тех живых женщинах, мимо которых проходит «хранитель». Именно потому он вспоминает о них в конце обо всех вместе. И Клара Фазлулаевна, и Софа, и дочь бригадира Потапова — это сестры той красавицы, и он хочет защитить их перед жестокостью. Сумма знаний еще не дает культуры. Лишь овладение человеческим опытом чело вечества ведет к ней. Опыт ч е л о в е ч н о с т и — вот главное в той древности, кото рую привносит в наш мир «хранитель». Э т а красота нетленна во времени, как нетленно человеческое желание совершенст ва. Она не «беспачпортна» в истории, у нее есть свои предтечи. Это не химера, не жал кая пародия на идеал, которая рушится о властью правителя, исчезает вместе с ним. Повесть Ю. Домбровского — опыт фило софской повести. Поэтому действие ее ос ложнено отвлечениями, прямыми отступле ниями в древность. Они резюмируют ход сюжета, дают оценку фактам. А факты в повести живут своей жизнью. В городе происходят аресты. Все боль шую власть забирают аюповы и те, кто ими вертит. Раздувается афера с удавом. Она уже имеет международный резонанс, об уда ве запрашивают ученые из-за рубежа. С пол ной нагрузкой работает аппарат НКВД. Сотрудники его рыщут по горам, следят за ^ бригадиром Потаповым, который подозре вается в связях с иностранной разведкой. И бедный Потапов — запуганный, за травленный, загнанный от страха в угол —• готов поверить, что он — враг. Он же пове рил, что враг — его брат, хотя з н а л , что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2