Сибирские огни, 1965, №10
дожниками и психологами, умеющими вести тонкую беседу о самом сокровенном — на шей мысли. И хотелось бы, чтобы они еще не однажды доставили нам такой же празд ник новыми своими книгами. Мы могли перечислить только самую ма лую часть популярных pa6oi, в которых речь заходит о мышлении человека. Их очень много и, несомненно, с каждым го дом будет больше, и они будут вызывать все больший интерес. Человека все больше занимает, как он думает. И г о р ь З о л о т у с с к и й Г О В О Р Я Щ А Я Д Р Е В Н О С Т Ь то — повесть иносказаний1. Бытовая партитура ее разыгрывается на фоне говорящей древности, которая воз никает сначала просто как фон. Потом он озвучивается. Это происходит где-то в се редине, незаметно для уха — и только в кон це вы обнаруживаете, что уже давно слышите этот голос, что он — само действие. 1 Древность говорит срезами окаменевше го дерева, орнаментом черепков, засохшим цветком на груди фараона. Она перемеши вается с запахом живой акации и ходом ва ших чувств. Она поднимается из земли, смотрит на вас со стен церквей, вводит в самих себя. Повесть похожа на пьесу, где древ ность — сначала занавес, увертюра, а потом воздух и цвет спектакля. Благодаря ей, звук делается стереофоничным, время уходит в глубину и возвращается обогащенным. Все происходящее на сцене отбрасывается на зад, получает свое эхо, свое подобие и объ яснение в прошлом. Вступление к повести звучит доктораль- но сухо. Историография Алма-Аты, список ее художников и строителей и самих прин ципов строительства настраивают на скуку. Древность здесь традиционно мертва, ее ос матриваешь, как черепа ископаемых в ввод ном отделе музея. Кстати, именно о чере пах здесь идет речь. И именно в музее на чинается все, что произойдет дальше. На верхнем этаже его, под куполом со бора, восседает «хранитель древностей». Он а инвентаризует черепки и кости и изредка спускается вниз, где течет наблюдаемая им жизнь. Ему кажется, что он отделен от нее своими занятиями и высотой в' пятьдесят * ----------------- 1 Ю р и й Д о м б р о в с к и й , Хранитель древностей. Повесть.* «Новы й м ир». 1964, № 7— 8, пять метров. Но это иллюзия. Ибо внизу.» идет тридцать седьмой год. Эта дата сразу ставит все на место. Увертюра кончается, древность свертывает ся, как занавес, закрывавший сцену. Удивительные события происходят в колхозе «Горный гигант». На его террито рии обнаружен удав необыкновенной вели чины. Газеты сообщают, что он сбежал из цирка и акклиматизировался на полях и фермах. Удав пожирает яблоки, удав охо тится на колхозных кур и поросят. Поймать удава, разыскать удава! Научно подтвер дить существование удава! История с удавом отбрасывает на ре альность комический свет. Все заверчивает- ся, как в киноленте, которая вдруг начинает прыгать, подбрасывая мятущихся человеч ков. Из удава делается политика, из удава выжимается страх, удав гипнотизирует и расставляет людей по обе стороны себя. Слухи о нем растут, они увеличивают реши мость одних и растерянность других. Что-то огромное, фантастически тяжелое ложится на жизнь и давит всех. Удав призрачен, он не существует, и так же призрачна сила, которая управляет людьми. Перед лицом говорящей древности, перед лицом исчезнувших правителей и смы тых с лона земли городов смешными ка жутся удав и его угрозы. Но в том-то и дело, что страх, исходя щий от призрака,— реальный страх, пла тится за него реальной жизнью. Осознание этого несоответствия составляет нерв повести Ю. Домбровского. Трагедия «хранителя древностей» здесь не только трагедия личная, трагедия чело веческой судьбы, подпавшей под власть сле пых сил. Это трагедия самого сознания, ко торое сознает, что сила — призрак, но не может победить инерции чувств. Сознание вырывается вперед, опережая чувства, но оно бессильно совладать с привычкой их, с их консервативностью, с гипнозом, которым они поражены. Повесть Ю. Домбровского исследует при чины и физиономию деспотизма, его при зрачной силы и реальных последствий. На что опирается эта сила? На неразвитый ум, на духовную пусто ту. Деспотизм враждебен культуре, ибо она — аккумулятор мышления, она дает воз можность сравнивать, знать, а не верить. Музей, где работает «хранитель»,— «культурно-просветительное учреждение». Но все запасы его, все богатство его кла довых заслонено ширпотребом «наглядно сти». В музее свирепствует «массовичка», пишутся «текстовочки» к экспозициям. Все подчинено «агитации», плакату, псевдомас совости. Растет «масштабность», увеличивается размах, но все тоньше делается пленка, ко торая снимается с пластов древности. Куль тура профанируется, превращается в дымо вую завесу, позволяющую делать что угодно.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2