Сибирские огни, 1965, №10
тать теоретических, чтобы ничего предвзя того не возникало в суждениях о законах этих явлений. Такой способ оказался уди вительно плодотворным и помог Максвеллу выработать собственную цельную точку зрения на электромагнитные процессы». Нечто весьма сходное рассказывает Лео польд Инфельд в своих воспоминаниях об Эйнштейне: «Ключик к пониманию роли Эйнштейна в науке — его одиночество. В этом отношении он отличался от всех ученых, каких мне> довелось знать.. Он ни когда не изучал физики в университете, не был связан ни с одной известной школой физики... Однажды Эйнштейн сказал мне: — До тридцати лет я не видел ни одно го настоящего физика-теоретика» («Поль ша», 1965, № 4). Здесь речь идет, конечно, о «теоретиче ском» одиночестве, о том, что Эйнштейн, как и Максвелл, оберегал свой ум от влия ния на него чужих идей. Ведь если Максвелл, человек большой самостоятельной мысли, опасался давления чужих теорий, то какое же огромное влия ние окажут чужие мнения на умы слабые, нетвердые? И не. нуждаются ли они в еще более бережной охране, нежели умы Мак свелла, Инфельда, Эйнштейна? Разумеется, речь идет не о том, чтобы так уже и не учить ничего чужого. Это бы ло бы отказом от науки. Не в этом заклю чается «метод Максвелла» или, если хотите, «метод Эйнштейна». Он в том, что каждый подлинный ученый всеми возможными для него способами охраняет самостоятельность своей мысли. Он не боится думать даже наперекор общепринятым, установившимся мнениям. Думать против всех иногда озна чает думать за всех, ради всех. Так и ду мают настоящие ученые и художники. Они велики собственным своим мнением, само стоятельностью своей мысли, а не варьиро ванием того, что уже известно. Во времена культа Сталина погибло мно го крупнейших ученых, художников. Их «преступлением» была самостоятельность их мышления. В те времена законы природы очень часто устанавливались приказами свыше. Все это не оставалось бесследным для формирования ученых. Именно в таких условиях воспитывались и молчалины, и аракчеевы от науки. В течение многих лет Т. Д. Лысенко уродовал биологию, а через нее и ряд смежных наук, проповедуя бредо вые идеи о скачкообразном перерождении одних животных форм в другие (пшеницы в рожь, овсюг, пеночки в кукушку, живот ных клеток в клетки злаков и т. д.). Такие люди наносили вред колоссальный, неисчис лимый (см. статью Н. Семенова «Наука не Терпит субъективизма», «Наука и жизнь», 1965, № 4) В борьбе с этим прошлым становится особенно необходимым разговор о самостоя тельности ученой мысли. Зазнайство, не уважение к чужим идеям, стремление вы дать свои работы за «истину в последней инстанции», заполучить для себя «критиче ский иммунитет» свидетельствует не только- об аморальности ученого, но и его неспо собности к полноценному творчеству. На стоящий ученый с уважением относится к чужой мысли, даже если выражает несо гласие с ней. Хорошую иллюстрацию дает к этому JI. Инфельд. «Казалось бы, что с моей стороны было бы невиданной нагластью и зазнайством не разделять взглядов Эйнштейна. Однако я знаю наверняка, что нет ничего более опас ного в науке, чем следование авторитетам и догмам... Я повторяю, собственный ум всегда должен быть в науке высшим авто ритетом. А почти каждое решение является результатом болезненной борьбы, в которой уверенность перемежается с неуверенностью. Я хотел, чтобы Эйнштейн понял мою точ ку зрения и поэтому сказал ему: — Если я хоть раз допущу, что вы всег да правы, то мне не остается ничего дру гого, как только поддакивать вам и механи чески производить расчеты. Исчезнет все удовольствие от научной работы. Вначале сотрудничество не ладилось. Я должен был доказать, что уравнение дви жения содержится в уравнении поля, но вместо этого долго пытался вывести обрат ное. Эйнштейн не настаивал... Как-то он сказал мне: — Если бы настаивал, вы еще дольше не могли бы убедиться, что идете по лож ному пути». Марк Поповский в своей статье «Спор давний, но не забытый» («Знание — сила», 1965, № 4) напоминает, что в ученой прессе многие работы часто идут с пометкой: «Просят возражать». Подлинный ученый как бы вызывает огонь на себя. И невольно вспоминается, как Н. Островский просил резче, жестче критиковать первую книгу его романа «Рожденные бурей»: «Прошу вас по-большевистски, может быть, очень сурово и неласково показать все недостатки и упущения, которые я сделал... Критика меня не дезорганизует... Откройте же ар тиллерийский огонь!» (Сборник «О писа тельском труде». М., «Советский писатель», 1953, стр. 136). Этот метод внушения сомнений, расша тывания обыденных представлений оказался в руках В. Григорьева и Г. Мякишева весь ма плодотворным. Авторы сумели сделать для читателя понятными многие сложней шие вопросы современной физики. Мы чита ем их книгу и вдруг с удивлением начина ем ощущать гениальную простоту эйнштей новских теорий, начинаем чувствовать, что современная физика не только для особо одаренных, избранных умов. Книга помога ет ощутить наши собственные силы и пове рить в них, а ведь это тоже необыкновенно важно. В авторах этой книги мы почувствовали очень интересных людей, талантливых по пуляризаторов, заметили их начитанность, редкую даже для «лириков». Они предста ли перед нами не только физиками, но и ху-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2