Сибирские огни, 1965, №10
и таким образом прочитал чужие мысли. Или как кто-то на пленку, на какие-то нити, цилиндры, кристаллы записал биотоки моз га и таким образом зафиксировал и мысли, и эмоции человека В одной из новейших фантастических повестей герой влюбился в необыкновенную красавицу, уже и взды хал вместе с ней на луну, как вдруг слу чайно обнаружил, что перед ним всего лишь искусно сделанный манекен с элек тронным устройством, «красотка с кнопоч ным управлением». В другой повести два робота ремонтируют третьего. Они приподня ли у него заслонку на груди, копаются в про водах, из-под пальцев у них сыплются искры, робот визжит, брыкается (Лев Мо гилев. «Железный человек»). Во всех этих рассказах, статьях речь идет о мышлении человека. Оно рассматри вается с самых разных сторон, на самых разных уровнях. Перед нами «Силы в природе» В. Гри горьева и Г. Мякишева (изд. «Наука», 1964). В этой работе, как и во множестве до'тих, появляющихся ныне, идет весьма серьезный и очень интересный разговор о мышлении человека. Она типична для нашего времени. Авторы рассказывают в ней не только о том, что открыли ученые, но и о том, как они это открыли, как их собственная мысль то помогала, то мешала им в их исследова ниях. Главную помеху любой исследователь но сит сам в себе. Он уже с детства напичкан всевозможными объяснениями. А когда че ловеку все объяснили и он согласился с этими объяснениями, то никаких открытий он не сделает. Зачем ему искать, находить, когда он и без того уже во всем разобрал ся, все знает и все понимает? Эту же мысль выражают, когда говорят, что в науке главным препятствием является «хлам наследственных представлений». На хватался человек чужих формулировок, принял их без долгих размышлений, и вот ему кажется, что он наполнен мудростью. Но, разумеется, он никогда не откроет ни чего нового, его беда в том, что ему уже «все ясно», все понятно. Все понимать — это очень просто. Все зависит от того, какой глубиной проникно вения в суть вещей мы удовлетворяемся. Однако подлинными творцами в науке яв ляются вовсе не те исследователи, которые «с налету», «с ходу», в мгновение ока все понимают. Об одном из величайших ма тематиков Гильберте рассказывали, что он куда медленнее других усваивал новый ма териал. Ему постоянно что-то было неясно. В конце концов оказывалось, что это он луч ше других понял новое. Он казался тяже лодумом потому, что проделывал большую, чем другие, работу мысли. Эйнштейн писал о себе, что был плохим студентом, что ему не хватало легкости восприятия, что он много прогуливал (за тем, чтобы «со священным рвением штуди ровать дома корифеев теоретической физи ки»), Он восторгается одним из своих при ятелей, обладавшим «быстрым восприя тием» школьной премудрости. Но ведь боль шую работу мысли выполнял Эйнштейн, а не этот его товарищ, который никогда не выходил за пределы учебных программ («Неделя», 1965, № 17. Альберт Эйнштейн-. «Я был плохим студентом»). Настоящий исследователь, с известной точки зрения, бестолков, наивен, глуповат. Он постоянно не может в чем-то разобрать ся, все что-то ищет. Он, «как маленький», все спрашивает о «пустяках», задает вопро сы, которые не возникают у солидных, ува жающих себя людей. Однако не лучше ли было бы поговорить обо всем этом в ка кой-нибудь работе по психологии, а не в книге, объясняющей физические проблемы? Но здесь речь идет о вещах, зачастую совершенно фантастических, абсурдных, с точки зрения обыденного «здравого смыс ла». Рассказывается в книге «Силы в при роде», например, о том, что пространство искривлено. Можете вы себе представить искривленную пустоту, изогнутое ничто? А понимаете вы, почему в космической ра кете, мчащейся со скоростью света, время идет во много раз медленнее, чем на земле? А можете вы вообразить прямую линию, которая вовсе не прямая? Все это настолько непривычно, что чи татель, несомненно, будет оказывать сопро тивление авторским доводам. Каргина ми ра, которую ему рисуют, противоречит всем его представлениям. Как раз по этой при чине авторы научно-популярных книг в по следние годы вынуждены все чаще и чаще «морально подготавливать» читателя, рас шатывать его застаревшие понятия о мире, как расшатывают больной зуб, прежде чем выдернуть его,— показывать ему, что, кро ме привычной для него логики обыденной жизни, может быть и другая логика. В. Григорьев и Г. Мякишев весьма убе дительно демонстрируют нам, что мы не слишком-то понимаем многое из того, о чем говорим с такой уверенностью. Мы все сво бодно рассуждаем об электричестве, радио волнах, магнитных полях. Нам кажется, что все это очень просто, что тут и раздумы вать особенно не над чем, однако на по верку оказывается, что мы всего лишь при выкли к часто повторяющимся терминам. Авторы спрашивают нас, что такое прямая линия, отчего предметы сохраняют свою форму, чем объясняется трение? Нам так и хочется воскликнуть: какие пустяки! Одна ко через минуту мы сами удивляемся глу бине собственного незнания. В науке нет ничего более опасного, не жели предвзятость мнений. Любое открытие в ней как раз и начинается борьбой с этой предвзятостью Для иллюстрации этого по ложения в книге рассказывается, как Мак свелл, один из крупнейших ученых прошло го столетия, начав заниматься вопросами электромагнетизма, «сразу решил читать только экспериментальные работы и не чи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2