Сибирские огни, 1965, №10
ществлением экономической политики. При- помните-ка повесть М. Алексеева «Хлеб — имя существительное», где он пишет о кро хотном^ плацдарме частного, укрепившегося логикой вещей, т. е. экономической необхо димостью: «В течение многих лет, до сере дины пятидесятых годов, трудодень высель- чан равнялся почти нулю. Эта круглая пус тая цифра постепенно привела крестьянина к естественному выводу: руками и зубами держись за свой огород, он, а не обширное колхозное поле с его лучшими землями, твой поилец и кормилец». Да и к чему те перь ссылаться на художественные произ ведения, когда на мартовском Пленуме ЦК партии были сурово подвергнуты критике утвердившиеся было принципы, согласно которым труд большинства колхозников практически не оплачивался. А теперь при помните, как искренне недоумевал Иван Денисович, когда получил известие от жены о колхозных делах: «Живут дома а рабо тают на стороне». Не мог понять этого честный трудолюбивый колхозник Иван Шухов А все остальное его ничуть не уди вило: «Председатель колхоза-де новый — так он каждый год новый. Колхоз укруп нили — так его и раньше укрупняли, потом мельчили опять. Ну еще — кто нормы тру додней не выполняет — огороды поджали до пятнадцати соток, а кому и под самый дом обрезали...» Что ж. и эта «экономиче ская акция» его не удивила и не потрясла. Знакомая тенденция... Но если с этой реальной экономической вышки взглянуть на Ивана Денисовича, то окажется, что не о каратаевщине идет речь в повести А. Солженицына, а о живом рус ском мужике, порожденном условиями его существования в нашем государстве соро ковых годов, что не концепцию смирения и покорности защищал писатель, а правду о нашем времени рассказывал. Он сурово рассказал о том, как обыкновеннейший рус ский крестьянин (и солдат одновременно) вынослив, как он духовно здоров и высоко человечен перед лицом произвола культови- ков, стремившихся обезличить его, сломить дух жизнестроителя и творца реальных ценностей Сначала колхозника заставили работать за «пущую круглую цифру», потом отняли у него право хозяйствовать так, как выгод но для колхоза и государства, затем в «осо бый лагерь» посадили только потому, что он, отнюдь не по своей вине, к немцу в плен попал, а после всего этого от него же некоторые дальновидные критики потребо вали: борись! А с кем? — хотел бы я спро сить этих критиков. С культовиками? От лично. А разве мы забыли, что они все де лали именем Советской власти, именем со циалистического закона и что, следователь но, не Шухову дано было разобраться в то время во всей этой сложнейшей обстанов ке. И если мы будем смотреть на Шухова как на человека определенных условий, сложившихся у нас в 40— 50-х годах, тогда мы и сможем понять его подвиг, его, неза метное поверхностному взгляду, сопротив ление тому, что унижало его или пыталось уничтожить как личность, пыталось ‘ пре вратить его в нерассуждающего робота. Однако в Шухове, в русском советском человеке с «мужицким талантом», как и в Чаузове С. Залыгина, нельзя уничтожить сознания величавой ценности своего труда для общества, в основании которого как раз и лежит уже завоеванная свобода тру дового человека от власти собственников любых мастей и оттенков. Чаузов был го тов «ладить жизнь по-новому» и самоотвер женно сцасает от огня колхозное зерно, а Шухов даже в лагере не ради пайка для собственного брюха работает, он увлеченно, честно и творчески строит соцгород, а не собственную хагу. Это новое в Шухове и Чаузове надо увидеть и понять в такой же степени, как необходимо увидеть и понять те сложные противоречия, в которых оно в русском мужике развивалось, крепло и побеждало несмотря ни на что. Видимо, мно гие из нас прочно отвыкли рассматривать явления жизни и литературы конкретно исторически, по-прежнему предпочитая при клеивать писателю ярлык вместо того, что бы объяснить, что же на самом деле созда но им, объяснять без отрыва от жизни. Мы должны помнить, что нелегкий путь совре менного села к изобилию, к счастью, к коммунизму тесно связан с нелегкой судь бою Ивана Шухова, Степана Лобова, Сте пана Чаузова... Обязаны помнить.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2