Сибирские огни, 1965, №10
интересуют реальные возможности после военных ослабевших колхозов. Она носит ся со своим проектом строительства в кол хозах электростанций, не понимая, что в те дни это лишь новая тяжесть на плечи колхозников, вынести которую они уже не могут Отрыв от земли, от действительных нужд и потребностей колхозников — это вторая особенность ее как руководителя старого типа. Наконец, недоверие человеку, людям, народу — еще одна, весьма характерная ее черта. Стоило Дербачеву и Лобову сделать важные и нужные в тот момент предложе ния по улучшению дел в сельском хозяй стве, как она сразу ощетинилась, обвинять людей начала, а не обсуждать выдвинутые ими предложения «Она не против нового, нет, но в данный момент ничего из их затеи •не выйдет, кроме разброда и явного вреда». Почему? Рассуждает она, на первый взгляд, очень просто: «Начнется неразбериха, каждый задудит в свою дуду, каждый захочет стать проро ком в своем отечестве. Дай только волю та ким, как тот, однорукий Лобов из Зеленой Поляны,— по винту растащат государ ство... Как Дербачев не видит здесь кулац ких настроений?!» Любая инициатива снизу, любая народ ная инициатива встречала у нее такой, так сказать, «теоретический» отпор, прозрачно напоминающий тот, каким обычно пользо вался Сталин. Абсолютно верное положение о руководящей роли партия в строительстве социализма в нашей стране превращается ею в догму, служит средством для волюн таристских решений, оторванных от опыта масс, приводит к забвению положения В. И. Ленина: «Никогда миллионы людей не будут слушать советов партий, если эти советы не совпадают с тем, чему их учит опыт собственной жизни» (Собр. соч., т. 24, стр. 457). Я сосредоточиваю внимание на образе Борисовой, потому что он еще жив и напо минает нам того «героя», который в само стоятельности колхозников сегодня узрел недоверие к себе как к руководителю, и не только узрел, но и возмутился. Образ Юлии Борисовой помогает нам разглядеть тех, кто вольно или невольно будет мешать осу ществлению решений мартовского Пленума ЦК нашей партии. Однако у некоторых критиков этот об раз вызвал странные опасения В конце своего романа П. Проскурин написал, что под воздействием новых событий после 1953 года что-то в Борисовой зашевелилось. Она поехала в колхоз, на поля, и как-то по-новому на все взглянула. «Юлия Сер геевна жадно глотала свежий прохладный воздух. Небо над головой было черным, чистым и очень глубоким Оно властно вбйрало ее в себя, она потянулась всем те лом навстречу чистому небу и вдруг почув ствовала землю, на которой стояла Мину той назад она ее не чувствовала, земля уже скользила под ногами и должна была вот- вот рвануться из-под них...» Можно спорить, могла ли такая Юлия Сергеевна «вдруг» почувствовать землю, на которой она стоит. Но когда при этом автора «обвиняют» в том, что он создал некий «антиначальственный» образ — это наводит на очень грустные размышления. «Вот так,— пишет В. Чалмаев,— путем своеобразного «опрощения», сбрасывания вериг административной власти, «постри жением в крестьяне», приходит героиня к высшей, самой плодотворной, по мнению автора, истине жизни. Но П. Проскурин не подумал о том, что этот выход иллюзорен, что покаяние Юлии не может стать лозун гом, универсальным для всякого начальства вообще» («Знамя», 1965, № 3, стр. 220— 221 ). Самое курьезное, что П. Проскурин и не думал с образом Борисовой связывать какие-то рекомендации для «начальства во обще». Если уж говорить о рекомендациях, то они у него больше всего связаны с та ким типом руководителя, как первый секре тарь обкома Дербачев. Да и речь в рома не идет не о рекомендациях и не об отри цании «начальства вообще» и не о «постри жении в крестьяне», а о двух типах руко водителей, о двух противоположных мето дах руководства в нашем обществе. В рома не идет исследование определенных харак теров и причин, их породивших, а нам го ворят, что будто бы все дело сводится к тому: нужно или не нужно нам «вообще на чальство». Читатель может заподозрить меня в том, что я сознательно упрощаю точку зрения своего оппонента. Нисколько, к сожалению, В. Чалмаев в обоснование своих доводов так и написал: «Что произойдет, если все начальники бросят свои кабинеты, телефоны, сводки, совещания и покаянно уйдут «опрощаться» в поля? Разрешатся ли сразу все пробле мы, стоящие перед деревней, перед обще ством? Увы, не разрешатся, а, на мой взгляд, еще больше запутаются. И нельзя считать «покаяние» за прошлые ошибки и перегибы ответом на новые вопросы дей ствительности» (там же). В. Чалмаев никак не может понять, что любезные его сердцу «все начальники» ни когда не были одинаковыми и, вероятно, не будут и что не о всех начальниках печется П. Проскурин, а о тех, кто действительно помогает, а не мешает народу строить ком мунизм. «Покаяние», конечно, не ответ «на новые вопросы действительности», но бес спорен факт: с него, по-честному, и надо было бы начинать некоторым нашим руко водителям. Переходя к повести С. Залыгина «На Иртыше», В. Чалмаев уточняет свои взгля ды по затронутым вопросам. Он говорит, что повесть «при всех ее положительных ка чествах... в какой-то мере еще более «ан- тиначальственна» в отдельных своих момен тах» и что «после Корякина и Мити быть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2