Сибирские огни, 1965, №10
производства и одновременно раскрытие замечательнейших качеств человека- борца. В одном из последних очерков JI. Ива нов изображает жизнь крупного колхоза Калининской области. Особенно обаятелен в нем образ председателя колхоза Егора Фи липповича, который руководит им уже не один десяток лет. Когда зашел разговор о перспективах развития колхозов, он мечта тельно и горячо заговорил: — Собственно, главное тут одно: надо, чтобы постановления партии и правительст ва насчет планирования выполнялись всеми, чтобы нам самим доверяли планировать свое хозяйство. Спускали бы нам только главные задачи... Об этом Егор Филиппович мечтал давно, а Л. Иванов написал о давней его мечте три года назад. Почти десять лет назад появились главы из «Деревенского дневника» Ефима Доро- ша. В нем тоже рассказывалось о предсе дателе колхоза, который все хотел делать по-своему, разумно, но именно поэтому он был почти всегда виноват перед началь ством. Вот ведь какой казус сложился, и не для одного Ивана Федосеевича: что хо рошо для колхоза, то дурно для районного начальства, деятельность которого измеряет ся одной сегодняшней сводкой. Очерк П Ребрина «Свет от людей» то же написан давно. В нем еще несколько лет назад автор напоминал: главное — лю ди, в них — все, и прежде всего — добро. Только не надо думать, что ты, пишущий, или ты, руководящий, все знаешь и мо жешь раздавать советы и указания направо и налево. Оказывается, не в указаниях де ло, а в том, чтобы в колхозе или совхозе «ни один человек не был обойден внимани ем», чтобы не на словах, а на деле доверя ли его уму, его способности умело ухажи вать за землей и в своем колхозе чтоб он не работником себя чувствовал, а хозяином. Тавров, председатель колхоза «Россия», собственно, так и поступает. Он каждого побуждает смотреть на колхозное производ ство, как на свое, кровное, которое ему же служит прежде всего. Колхоз-то, как из вестно, был призван не просто одну «зер новую проблему» решить в стране, а чело веческую, чтоб в самой деревне голодных батраков не было. Поведению Таврова противоположно по ведение Дрючина, возглавившего колхоз в деревне Рассказиха. Дрючин, например, лю бил употреблять такие слова, как «государ ство», «народ», «для государства», «для народа». Человеку, допустим, есть нечего, и он пришел к председателю за ссудой или авансом под заработанные уже трудодни, а Дрючин ему популярно разъясняет: «Ну, какая ссуда, какой аванс... С планом туго. Хлеб в первую очередь нужон куда? Госу дарству, сам, умный человек, знаешь». И выходило по-дрючински, что государству-то все равно, сыт или голоден тот, кто хлеб для него производит. С колхозниками Дрю чин не жил, а «боролся», повышая их тру довую дисциплину «экономическим давле нием»: «Они на работу не идут, а я им подвод не даю, сена не даю заготовлять». Наиболее полно «философия» таких руково дителей выражалась в блистательном афо ризме: «Душой будь с народом, а сам — подальше». Тавров не прикрывается высокими ин тересами государства и народа, потому что для него нет разрыва между понятиями «народ» и «человек», тот самый человек, который рядом с тобой живет и в тебе нуждается. Он не просто руководит и хо зяйские чувства воспитывает у колхозников, «он живет всем этим: разговорами о меле для подкормки, о преждевременно родив шемся телке, о ремонте старого дома, в ко тором «косяки перекосоротило», о земле, о навозе... В этих делах смысл его жизни». И деревню Рассказиху, которую присоединили к колхозу «Россия», он пытается «изнутри взорвать», потому что Дрючины в ней го дами вытравляли веру в колхозы, годами приучали «надеяться не на колхоз, я на са мих себя», на огороды собственные, на лич ную изворотливость— самогонки для прода жи нагнать или сенца, а то и зерна в кол хозе украсть... И снова Тавров начинает с обыкновенного внимания к нуждам «обык новенного» человека, да так, чтобы он по поводу пустых палочек за трудодни сказал наконец: «Были палочки — стали кара- лечки». Свое другое крупное произведение «Го- ловырино, Головырино...», написанное тоже еще в 1962 году, П. Ребрин определил как «социальные этюды». Это был действитель но опыт исследования характеров людей современной деревни, от которого мы дав ненько отвыкли. В основание его были по ложены не умозрительные соображения по поводу неуклонного процветания колхозно го села, да если еще сравнить его с до- колхозным или с дореволюционным, а со циальные процессы, происходящие в дерев не, те процессы, которые обусловлены в ко нечном счете трудовыми и имущественными отношениями, реально сложившимися се годня в тех или иных колхозах. Писатель задает себе (и нам, следовательно) трудные вопросы и пытается на них ответить. С ним можно спорить, но нельзя не одобрить его метода работы, нельзя отмахнуться от це лого ряда его наблюдений. П. Ребрин не изобретает отмычек, при помощи которых можно враз объяснить все явления современной деревни Он тщатель но изучает одну или две деревни, скажем, Головырино и Патровку, а не «вообще де ревню». И не вообще оценивает П. Ребрин поло жение в области сельского хозяйства, а пы тается разобраться в отдельных человече ских судьбах, с ним связанных, проникнуть в особенности характеров живых колхозни ков, а не в их арифметическое среднее, ха рактеров, являющихся продуктом конкрет ных обстоятельств и конкретного времени.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2