Сибирские огни, 1965, №10

почему человек, когда рвет съедобные листья, обращается к земле: «Не наказывай меня за то, что ем неположенное. Пусть оно мне на пользу пойдет...» Вот так... А теперь лучше спой песню, сынок! Скоро на чай- лаг приедем, там поедим,— подбодрила бабушка меня, усмехаясь, и крикнула, подгоняя скот: — Эй, ку! На крутых поворотах три черных косы бабушки разлетались, а я, покрепче ухватившись за ее кушак, затянул песню: «Нет светила ярче солнца, красивей луны, Нет жизни лучше, чем под родительским кровом...» На чайлаге, под защитой больших елей, оказался старый очаг, удоб­ ное место, куда не проникали ни дождь, ни солнце. Отец огородил его от скота, и мы там варили чай, готовили пищу, гнали хойтпак, обделы­ вали кожи. Однажды бабушка варила чай, а я строил около нее высокий двор. Вдруг в мой голый зад точно заноза вонзилась. Я вскрикнул, ухватился за больное место — и в руке моей оказался большой муравей. Я швыр­ нул его в костер, но муравей попал на необгоревшую часть полена, ис­ пуганно помчался по древесине — и спасся. — Ага, удираешь! А меня вон как здорово укусил! — я снова пой­ мал муравья и снова бросил его в костер, но муравей ухватился за мой палец и остался на руке. Тогда я решил его в костер не кидать, а побе­ жал к ручью и бросил в воду. Но муравей взобрался на камышинку и поднялся по стеблю вверх. Когда он оказался на самом верху, принял­ ся передними лапами чистить голову, глаза, а после отдыхал, не дви­ гаясь. Отдохнув, он спустился по камышинке до самой воды, и тут слов­ но вскрикнул: «Ой, как страшно!» — и помчался вверх. Но когда достиг вершины, верно, вспомнил про своих родных, что остались на земле, и вернулся к воде, но не мог набраться смелости прыгнуть в нее. Мне вспомнилось, как недавно утонули два козленка, их старались спасти, одного вытащили, а второго затянуло под корягу. Отец раздел­ ся, полез в воду, нашарил козленка под корягой, но козленок уже за­ дохнулся. Мне сделалось жаль муравья, я поймал его и отнес в мура­ вейник. — Бабушка, почему муравей посредине переломленный, а крепкий? Не поддается смерти!.. — Говорят, сынок, бог создал его таким, чтобы он мог жить во всех трех мирах. — А что за миры, бабушка? — Верхний мир — это небо, где бог живет. Это мир небесного цар­ ства. Там Царь-Солнце и Царь-Луна. Они самые главные. Средний мир — где все мы живем. Поэтому нам, живущим в этом мире, полагается посредине тела носить пояс. Нижний мир — это подземное царство, страна дьявола. В нем царствует Эрлик-Ловун-хан, всемогущий царь ада. У муравья есть крылья, чтобы летать в небо, есть лапки, чтобы вы­ капывать норы в земле. А живут муравьи в нашем среднем мире, тут они гнезда делают, тут и рождаются. Ты сам видишь это... Вот в чем сила муравья. Разговор прервался из-за перекипевшего чая. Бабушка принялась разбрызгивать чай ковшичком на четыре стороны, принося жертву: — Небу, Горам, Земле, Огню. Мы чаевничали, и я раздумывал над тем, что рассказала бабушка. «Неужто человек хуже крохотного муравья? Ладно — пусть у че­ ловека нет лапок и когтей, чтобы копать землю, зато у него есть озук —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2