Сибирские огни, 1965, №10
почему человек, когда рвет съедобные листья, обращается к земле: «Не наказывай меня за то, что ем неположенное. Пусть оно мне на пользу пойдет...» Вот так... А теперь лучше спой песню, сынок! Скоро на чай- лаг приедем, там поедим,— подбодрила бабушка меня, усмехаясь, и крикнула, подгоняя скот: — Эй, ку! На крутых поворотах три черных косы бабушки разлетались, а я, покрепче ухватившись за ее кушак, затянул песню: «Нет светила ярче солнца, красивей луны, Нет жизни лучше, чем под родительским кровом...» На чайлаге, под защитой больших елей, оказался старый очаг, удоб ное место, куда не проникали ни дождь, ни солнце. Отец огородил его от скота, и мы там варили чай, готовили пищу, гнали хойтпак, обделы вали кожи. Однажды бабушка варила чай, а я строил около нее высокий двор. Вдруг в мой голый зад точно заноза вонзилась. Я вскрикнул, ухватился за больное место — и в руке моей оказался большой муравей. Я швыр нул его в костер, но муравей попал на необгоревшую часть полена, ис пуганно помчался по древесине — и спасся. — Ага, удираешь! А меня вон как здорово укусил! — я снова пой мал муравья и снова бросил его в костер, но муравей ухватился за мой палец и остался на руке. Тогда я решил его в костер не кидать, а побе жал к ручью и бросил в воду. Но муравей взобрался на камышинку и поднялся по стеблю вверх. Когда он оказался на самом верху, принял ся передними лапами чистить голову, глаза, а после отдыхал, не дви гаясь. Отдохнув, он спустился по камышинке до самой воды, и тут слов но вскрикнул: «Ой, как страшно!» — и помчался вверх. Но когда достиг вершины, верно, вспомнил про своих родных, что остались на земле, и вернулся к воде, но не мог набраться смелости прыгнуть в нее. Мне вспомнилось, как недавно утонули два козленка, их старались спасти, одного вытащили, а второго затянуло под корягу. Отец раздел ся, полез в воду, нашарил козленка под корягой, но козленок уже за дохнулся. Мне сделалось жаль муравья, я поймал его и отнес в мура вейник. — Бабушка, почему муравей посредине переломленный, а крепкий? Не поддается смерти!.. — Говорят, сынок, бог создал его таким, чтобы он мог жить во всех трех мирах. — А что за миры, бабушка? — Верхний мир — это небо, где бог живет. Это мир небесного цар ства. Там Царь-Солнце и Царь-Луна. Они самые главные. Средний мир — где все мы живем. Поэтому нам, живущим в этом мире, полагается посредине тела носить пояс. Нижний мир — это подземное царство, страна дьявола. В нем царствует Эрлик-Ловун-хан, всемогущий царь ада. У муравья есть крылья, чтобы летать в небо, есть лапки, чтобы вы капывать норы в земле. А живут муравьи в нашем среднем мире, тут они гнезда делают, тут и рождаются. Ты сам видишь это... Вот в чем сила муравья. Разговор прервался из-за перекипевшего чая. Бабушка принялась разбрызгивать чай ковшичком на четыре стороны, принося жертву: — Небу, Горам, Земле, Огню. Мы чаевничали, и я раздумывал над тем, что рассказала бабушка. «Неужто человек хуже крохотного муравья? Ладно — пусть у че ловека нет лапок и когтей, чтобы копать землю, зато у него есть озук —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2