Сибирские огни, 1965, №10
этнографии чукчей. Если в досоветский пе риод его работы носили познавательно-тео ретический характер, то в советское время усилия исследователя были направлены на всестороннее содействие культурно-полити ческому развитию чукчей, вообще всех ма лых народностей советского Севера. Он был совершенно прав, когда в 1934 го ду писал: «Изучение чукоч было, можно сказать, делом моей жизни. Кроме научной работы, оно давало мне темы также для по вестей и романов и даже для стихов». И действительно, автор «Чукотских рассказов», воспевший малые народы Севера в стихах и прозе, лирике и эпосе, по праву мог на звать себя «бардом Севера». Как писатель и публицист, В. Г. Богораз (литературный псевдоним — Тан) не смог избежать неко торых мелкобуржуазных ошибок и влияний, однако многие его песни («Первое мая», «Кронштадтские матросы» и др.) печата лись в большевистских изданиях и заслу женно вошли в революционные песенники нашего времени. В 1904 году было издано 6-томное издание «Очерков и рассказов» В. Г. Тана Богораза, а в 1910— 1911 гг из дательство «Просвещение» выпустило собра ние сочинений писателя в 10 томах. М. Горь кий, А. Чехов, В Короленко заметили лите ратурный талант ученого и дали высокую оценку многим его произведениям. После победы Великой Октябрьской со циалистической революции В. Г. Богораз, работая в /Музее антропологии и этнографии Академии наук и в Ленинградском геогра фическом институте, стал одним из инициа торов создания Комитета содействия народ ностям северных окраин. Важную роль ор ганизационно-практического и научного по рядка сыграл он и в создании Института народов Севера. В, Г. Богораз весьма охотно и живо применял свои познания в области этногра фии для решения актуальных вопросов сов ременности. Так, в 1932 году он выступил со статьей «Религия как тормоз социали стического строительства среди малых на родностей Севера»1. В этой очень интересной по постановке вопроса статье ученый убе дительно опровергает довольно широко рас пространенное тогда мнение о невинном характере деятельности шаманов, безвред ности религиозных представлений народов Севера и связанных с ними обрядов, запре тов и т. п. Такое отношение к религиозным представлениям народов Севера Владимир Германович расценивал как проявление на роднического либерализма. Он считал, что на Севере антирелигиозная борьба была направлена исключительно против шама нов, тогда как должна вестись борьба с ре лигией, как с мировоззрением. Это очень верное замечание остается актуальным и сейчас, когда нет шаманов, но всевозмож ные пережитки в мировоззрении людей все еще есть. С энтузиазмом взялся В. Г. Богораз за дело создания письменности для малых на родностей Севера. В 1932 году вышел пер вый букварь на чукотском языке. В 1933— 1934 гг. появился ряд брошюр общественно- политического содержания, которые были переведены на чукотский язык В. Г. Богог разом или при его участии. Заслуги В. Г. Богораза в области иссле дований этнографии чукчей очевидны. Од нако, читая труды ученого, мы не должны забывать, что к его выводам, теоретическим: положениям должен быть разумнокритиче-/ ский подход с позиций современной исто рической и этнографической науки. Тесная, органическая связь В. Г. Бого раза с народами дальнего Севера имела большое значение и для его литературной деятельности Романы «Старые и новые»* «Воскресение», очерк «Живая сказка» и др. по своей литературной самобытности, по ценности заключенного в них человековед- ческого материала представляют немалый интерес и для современного читателя. И. В Д О В И Н 1 «Советский С ев ер », 1932, № 1— 2,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2