Сибирские огни, 1965, №10

этнографии чукчей. Если в досоветский пе­ риод его работы носили познавательно-тео­ ретический характер, то в советское время усилия исследователя были направлены на всестороннее содействие культурно-полити­ ческому развитию чукчей, вообще всех ма­ лых народностей советского Севера. Он был совершенно прав, когда в 1934 го­ ду писал: «Изучение чукоч было, можно сказать, делом моей жизни. Кроме научной работы, оно давало мне темы также для по­ вестей и романов и даже для стихов». И действительно, автор «Чукотских рассказов», воспевший малые народы Севера в стихах и прозе, лирике и эпосе, по праву мог на­ звать себя «бардом Севера». Как писатель и публицист, В. Г. Богораз (литературный псевдоним — Тан) не смог избежать неко­ торых мелкобуржуазных ошибок и влияний, однако многие его песни («Первое мая», «Кронштадтские матросы» и др.) печата­ лись в большевистских изданиях и заслу­ женно вошли в революционные песенники нашего времени. В 1904 году было издано 6-томное издание «Очерков и рассказов» В. Г. Тана Богораза, а в 1910— 1911 гг из­ дательство «Просвещение» выпустило собра­ ние сочинений писателя в 10 томах. М. Горь­ кий, А. Чехов, В Короленко заметили лите­ ратурный талант ученого и дали высокую оценку многим его произведениям. После победы Великой Октябрьской со­ циалистической революции В. Г. Богораз, работая в /Музее антропологии и этнографии Академии наук и в Ленинградском геогра­ фическом институте, стал одним из инициа­ торов создания Комитета содействия народ­ ностям северных окраин. Важную роль ор­ ганизационно-практического и научного по­ рядка сыграл он и в создании Института народов Севера. В, Г. Богораз весьма охотно и живо применял свои познания в области этногра­ фии для решения актуальных вопросов сов­ ременности. Так, в 1932 году он выступил со статьей «Религия как тормоз социали­ стического строительства среди малых на­ родностей Севера»1. В этой очень интересной по постановке вопроса статье ученый убе­ дительно опровергает довольно широко рас­ пространенное тогда мнение о невинном характере деятельности шаманов, безвред­ ности религиозных представлений народов Севера и связанных с ними обрядов, запре­ тов и т. п. Такое отношение к религиозным представлениям народов Севера Владимир Германович расценивал как проявление на­ роднического либерализма. Он считал, что на Севере антирелигиозная борьба была направлена исключительно против шама­ нов, тогда как должна вестись борьба с ре­ лигией, как с мировоззрением. Это очень верное замечание остается актуальным и сейчас, когда нет шаманов, но всевозмож­ ные пережитки в мировоззрении людей все еще есть. С энтузиазмом взялся В. Г. Богораз за дело создания письменности для малых на­ родностей Севера. В 1932 году вышел пер­ вый букварь на чукотском языке. В 1933— 1934 гг. появился ряд брошюр общественно- политического содержания, которые были переведены на чукотский язык В. Г. Богог разом или при его участии. Заслуги В. Г. Богораза в области иссле­ дований этнографии чукчей очевидны. Од­ нако, читая труды ученого, мы не должны забывать, что к его выводам, теоретическим: положениям должен быть разумнокритиче-/ ский подход с позиций современной исто­ рической и этнографической науки. Тесная, органическая связь В. Г. Бого­ раза с народами дальнего Севера имела большое значение и для его литературной деятельности Романы «Старые и новые»* «Воскресение», очерк «Живая сказка» и др. по своей литературной самобытности, по ценности заключенного в них человековед- ческого материала представляют немалый интерес и для современного читателя. И. В Д О В И Н 1 «Советский С ев ер », 1932, № 1— 2,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2