Сибирские огни, 1965, №10
детей. Отец редко был ласков с ней, и она мирилась с этим. Дочь мелкого купца, она имела среднее образование, любила музы ку, много читала. Любимым ее сыном был Павел, в котором она души не чаяла, пота кала ему во всем и часто баловала боль ше, чем остальных. Наш дом, особенно в зимнее время, по* сещали знакомые, среди которых были до вольно примечательные личности. В такие вечера было шумно и весело. Мужчины усаживались играть в преферанс, а подвы пив, пели и, надо сказать, хорошо, особен но народные песни и романсы. У отца был неплохой бас. Нас укладывали спать часам к десяти, но Павлу, как старшему и как са мому . неугомонному, удавалось иногда остаться до поздней ночи. Я помню хорошо известного художника Батурина, грузного, полного старика с седеющей окладистой бо родой и белым холеным лицом. Он знал Ре пина и даже был с ним в хороших отноше ниях. Батурин увлеченно рассказывал о своей молодости, об искусстве художника и о замечательных людях, которых он знавал еще в конце девятнадцатого века. Частым гостем был у нас и учитель Дей- нека, знавший не менее шести языков. Не большого роста, черноволосый и аккуратный во всем, что касалось его внешности, он был веселым и остроумным собеседником. Особо примечательным человеком, посещавшим нашу семью, я бы назвал отца Геннадия — протодьякона местного собора. По-моему, именно его образ перенес позднее Павел на страницы своей поэмы «Соляной бунт». И з переулка, войску навстречу, Вынесла таратайка попа,— Саж ень росту, парчевые плечи, Бычий глаз, борода до пупа* Поп отличный, хороший поп. Нет второго такого в мире. Крестит на играх, смеючись, лоб Тяжелою , двухпудовой гирей... Приезд его обычно вызывал много шума: на дворе лаял наш пес Бобка, который ни как не мог привыкнуть к такому гостю, по том раздавалось топтанье в сснях, словно туда входил слон, и, наконец, появлялся собственной персоной отец Геннадий— са женного роста, в енотовой шубе, волосатый и громкогласый. Мать или бабушка суети лись около него, помогая ему снимать шу бу. Дьякон входил в комнату, размашисто крестился и рокотал: — Здравствуйте, р-рабы божьи! В ярких, подвешенных под потолком лампах колебалось пламя, а рюмки на сто ле начинали тихо позвякивать. Служил дьякон когда-то в Москве. Но за то, что был строптив и .непокладист, за прелюбодеяния, недостойные сана, святей ший синод, во искупление грехов, отправил его в наш степной городок. В Павлодаре и далеко за пределами пользовался он широ кой известностью благодаря своему несрав ненному басу, который не только заглушал хор певчих в церкви, но был явственно слышен и на церковном дворе. Поэтому по слушать дьякона приезжали жители окрест ных хуторов и станиц По своим привыч кам отец Геннадий мало чем походил на священнослужителя: взяток не брал, с при хожанами обращался запросто, пил в ог ромном количестве спиртное и пренебрежи тельно относился к своим коллегам — по пам. По силе дьякон был под стать нашему деду Корниле Ильичу. Иногда, изрядно подвыпив, они выходили на двор бороться в сопровождении всей компании. Забавное это было зрелище: дьякон — в черной рясе с большим серебряным крестом на груди, дед Корнила — в холстяной рубахе и высо ких начищенных сапогах; оба сильные, как. быки, схватившись, долго топтались на, месте. Находила, как говорится, коса на ка мень, сила ломала силу. Такие схватки оп ределенного результата не приносили. Дья кон, тряся черной, как смоль, бородой и ко ся лошадиными глазами, рычал: — Положу я тебя, Корнила... Вот, свят крест, положу. — Мотри, как бы ты к заутрене не явил ся,— язвил дед. Такое единоборство не мешало им по том, обнявшись, петь песни и пить водку! в этом-то они сходились вполне. По рассказам моей матери и бабушки Марии Федоровны, дед Корнила часто зи мой ходил на Усолку смотреть кулачные бои между кержаками и казахами, которые происходили на льду реки. Они стояли на снегу — маленький Павел и огромный дед — и смотрели, как две стенки разъяренных здоровых парней и мужиков сталкивались, как две тучи. Павел, стоя рядом с дедом, глазел вовсю: ему было интересно и страш но. Такие картины навсегда запечатлелись в его памяти. В поэме «Одна ночь» он пи сал: Снова я вижу за пеленой Памяти, в детстве, за годами Сходятся две слободы стеной. Сж ав кулаки, тряся бородами. Хари хрустят, бьют сатанея, И вдруг начинает орать народ: Вызвали Гладышева Евстигнея! Расступайся — сила идет! Несомненно, Павел рано понял дикость таких явлений в жизни. Он писал: Ты страшен проказой, мордою львиной. Вчерашнего дня дремучий быт. Н е раз я гобою был опрокинут И тяжкою лапой твоею бит. Несмотря на то, что наши родители ста рались нам дать приличное образование и воспитание, это плохо им удавалось. Этому мешала среда, этому мешал тот самый «дремучий быт», о котором писал Павел. Если мать и дед Матвей Васильевич при учали нас к книгам, к знаниям, внушали от вращение к злу и невежеству, то улица, уличные драки, бесшабашные праздничные гулянки, безграмотность и темнс та сказа лись отрицательно на формировании наших характеров. Может быть, все это и после дующая тяжелая жизнь сделали Павла
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2