Сибирские огни, 1965, №10
линии на откуп дирижаблям, и они без до рог и просек расставят 25-тонные опоры по всей трассе. Выигрыш огромный и во времени и в. средствах. С успехом могут также дирижабли пе ревозить. в собранном виде мостовые фер мы, буровые вышки, плети газопроводов и нефтепроводов, доставлять геологам станки и другое оборудование. Экономистами подсчитано, что если только по РСФСР хотя бы половину дре весины доставлять с лесосек с помощью дирижаблей, годовая экономия составит 200 миллионов рублей. При этом в процес се трелевки леса (особенно на склонах гор) не будет уничтожаться почвенный покров, на восстановление которого природе тре буется... до полутора тысяч лет. Вот поэтому во всех концах нашей стра ны и заговорили о дирижаблях, стали объ единяться общественные конструкторские бюро дирижаблестроения И наконец собра лись на I Всесоюзную конференцию в Ново сибирске. Это общественное движение — не коллективная причуда, не поветрие, это — явление, о природе которого задуматься ин тересно и полезно. Сейчас трудно вспом нить, когда точно возникло это движение, но все «дирижаблисты» считают одно со бытие- X X II съезд КПСС. В принятой им программе большое место отводится даль нейшему освоению природных богатств на шей страны, а значительная часть этих богатств находится в труднодоступных районах, в тысячах километров от дорог и речных магистралей, за горами и топями, за лесами и болотами. Тут-то и вспомнили о «воздушных рабо чих слонах», об архаичном и громоздком виде транспорта — дирижаблях. Кстати, об архаичности и старомод ности. Ракеты появились более тысячи лет назад, но как оружие были упразднены в начале X IX века Вновь же возродились в наши дни — возродились как венец инженерной мысли и технического ма стерства Дирижабли значительно моложе ракет. В «летописи о воздушном летании в Рос сии» говорится: «1731 года в Рязани, при воеводе, подъя- чий нерехтец Крякутной фурвин' зделал, как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него зделал петлю, сел в нее и нечистая сила подняла его выше березы, и после ударила его о колокольню, но он уцепился за веревку, чем звонят, и остался тако жив». Спустя полвека по Франции взмыл воз душный шар братьев Монгольфье, и чело вечество вступило в эру воздухоплавания. Вскоре горючие газы, коим наполняли обо лочку первых аэростатов, были заменены более легким газом — водородом, на аэро статах стали применяться двигатели с воз душными винтами — так появились первые дирижабли 1 Ф у р в к н — мешок. В личном архиве ленинградского худож ника и литератора П. Н. Студенцова хра нится подлинная переписка механика Ф. Леппиха с фельдмаршалом Кутузовым. Оказывается, для борьбы с полчищами Наполеона, вторгшимися в 18!2 году в пределы нашей Родины, было решено ис пользовать «еростат», вооруженный «бое выми ракетами». Опытный образец «ероста- та» был построен и успешно прошел летные и боевые испытания Но в это время На полеон занял Москву, «еростат» эвакуиро вали в тыл. А после того, как Наполеон по кинул Москву, Александр I решил, что те перь армия справится с врагами и без «еростата»: денег на продолжение работ отпущено не было. Скачок в дирижаблестроении произошел после первой мировой войны. Были по строены воздушные гиганты с полезной грузоподъемностью в несколько десятков тонн, способные свободно пересекать океаны и перевозить пассажиров в двухместных комфортабельных каютах, оборудованных даже ваннами. Однако в тридцатых годах случилось несколько катастроф и развитие этого вида транспорта приостановилось. Основной причиной катастроф явилось то, что дирижабли строились из горючих и непрочных материалов — дерева, хлопча тобумажных тканей, а наполнялись водоро дом, который легко воспламеняется и обра зует в смеси с воздухом гремучий газ. Бурное развитие авиации и все возра стающее ее военное значение заставило ряд стран, в том числе и нашу, вообще отка заться от строительства дирижаблей. Последний советский дирижабль был построен в 1945 году, после войны он ис пользовался в лесном хозяйстве Крайнего Севера. Участник конференции профессор- лесовод В М. Пикалкин рассказал, что за шесть летных дней дирижабль «Победа» выполнял годовую работу пяти лесоустрои тельных партий! Ныне у нас и за рубежом вновь возник интерес к дирижаблям. Они строятся в США, Канаде, применяются на горных ле соразработках в Швейцарии. Интерес к дирижаблям усилился пото му, что современная техника располагает легкими, негорючими, прочными материала ми, которые не боятся ни солнца, ни дождей и снегопадов. Для наполнения можно ис пользовать инертный газ гелий, что исклю чает опасность пожара, В нашем отечественном общественном движении за возрождение дирижаблестрое ния я участвую в двух видах: как писатель, я изучаю этот интереснейший, характерный только для нашего времени общественный процесс; как инженер, я исследую возмож ности создания принципиально новых типов дирижаблей. Мне кажется, например, что наличие негорючих, теплостойких пленок позволяет по-новому подойти к вопросу о тепловых летательных аппаратах и напол нять некоторые типы дирижаблей горячими выхлопными газами двигателей. Это сразу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2