Сибирские огни, 1965, №10

линии на откуп дирижаблям, и они без до­ рог и просек расставят 25-тонные опоры по всей трассе. Выигрыш огромный и во времени и в. средствах. С успехом могут также дирижабли пе­ ревозить. в собранном виде мостовые фер­ мы, буровые вышки, плети газопроводов и нефтепроводов, доставлять геологам станки и другое оборудование. Экономистами подсчитано, что если только по РСФСР хотя бы половину дре­ весины доставлять с лесосек с помощью дирижаблей, годовая экономия составит 200 миллионов рублей. При этом в процес­ се трелевки леса (особенно на склонах гор) не будет уничтожаться почвенный покров, на восстановление которого природе тре­ буется... до полутора тысяч лет. Вот поэтому во всех концах нашей стра­ ны и заговорили о дирижаблях, стали объ­ единяться общественные конструкторские бюро дирижаблестроения И наконец собра­ лись на I Всесоюзную конференцию в Ново­ сибирске. Это общественное движение — не коллективная причуда, не поветрие, это — явление, о природе которого задуматься ин­ тересно и полезно. Сейчас трудно вспом­ нить, когда точно возникло это движение, но все «дирижаблисты» считают одно со­ бытие- X X II съезд КПСС. В принятой им программе большое место отводится даль­ нейшему освоению природных богатств на­ шей страны, а значительная часть этих богатств находится в труднодоступных районах, в тысячах километров от дорог и речных магистралей, за горами и топями, за лесами и болотами. Тут-то и вспомнили о «воздушных рабо­ чих слонах», об архаичном и громоздком виде транспорта — дирижаблях. Кстати, об архаичности и старомод­ ности. Ракеты появились более тысячи лет назад, но как оружие были упразднены в начале X IX века Вновь же возродились в наши дни — возродились как венец инженерной мысли и технического ма­ стерства Дирижабли значительно моложе ракет. В «летописи о воздушном летании в Рос­ сии» говорится: «1731 года в Рязани, при воеводе, подъя- чий нерехтец Крякутной фурвин' зделал, как мяч большой, надул дымом поганым и вонючим, от него зделал петлю, сел в нее и нечистая сила подняла его выше березы, и после ударила его о колокольню, но он уцепился за веревку, чем звонят, и остался тако жив». Спустя полвека по Франции взмыл воз­ душный шар братьев Монгольфье, и чело­ вечество вступило в эру воздухоплавания. Вскоре горючие газы, коим наполняли обо­ лочку первых аэростатов, были заменены более легким газом — водородом, на аэро­ статах стали применяться двигатели с воз­ душными винтами — так появились первые дирижабли 1 Ф у р в к н — мешок. В личном архиве ленинградского худож­ ника и литератора П. Н. Студенцова хра­ нится подлинная переписка механика Ф. Леппиха с фельдмаршалом Кутузовым. Оказывается, для борьбы с полчищами Наполеона, вторгшимися в 18!2 году в пределы нашей Родины, было решено ис­ пользовать «еростат», вооруженный «бое­ выми ракетами». Опытный образец «ероста- та» был построен и успешно прошел летные и боевые испытания Но в это время На­ полеон занял Москву, «еростат» эвакуиро­ вали в тыл. А после того, как Наполеон по­ кинул Москву, Александр I решил, что те­ перь армия справится с врагами и без «еростата»: денег на продолжение работ отпущено не было. Скачок в дирижаблестроении произошел после первой мировой войны. Были по­ строены воздушные гиганты с полезной грузоподъемностью в несколько десятков тонн, способные свободно пересекать океаны и перевозить пассажиров в двухместных комфортабельных каютах, оборудованных даже ваннами. Однако в тридцатых годах случилось несколько катастроф и развитие этого вида транспорта приостановилось. Основной причиной катастроф явилось то, что дирижабли строились из горючих и непрочных материалов — дерева, хлопча­ тобумажных тканей, а наполнялись водоро­ дом, который легко воспламеняется и обра­ зует в смеси с воздухом гремучий газ. Бурное развитие авиации и все возра­ стающее ее военное значение заставило ряд стран, в том числе и нашу, вообще отка­ заться от строительства дирижаблей. Последний советский дирижабль был построен в 1945 году, после войны он ис­ пользовался в лесном хозяйстве Крайнего Севера. Участник конференции профессор- лесовод В М. Пикалкин рассказал, что за шесть летных дней дирижабль «Победа» выполнял годовую работу пяти лесоустрои­ тельных партий! Ныне у нас и за рубежом вновь возник интерес к дирижаблям. Они строятся в США, Канаде, применяются на горных ле­ соразработках в Швейцарии. Интерес к дирижаблям усилился пото­ му, что современная техника располагает легкими, негорючими, прочными материала­ ми, которые не боятся ни солнца, ни дождей и снегопадов. Для наполнения можно ис­ пользовать инертный газ гелий, что исклю­ чает опасность пожара, В нашем отечественном общественном движении за возрождение дирижаблестрое­ ния я участвую в двух видах: как писатель, я изучаю этот интереснейший, характерный только для нашего времени общественный процесс; как инженер, я исследую возмож­ ности создания принципиально новых типов дирижаблей. Мне кажется, например, что наличие негорючих, теплостойких пленок позволяет по-новому подойти к вопросу о тепловых летательных аппаратах и напол­ нять некоторые типы дирижаблей горячими выхлопными газами двигателей. Это сразу

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2