Сибирские огни, 1965, №10

ВАДИМ ИНФАНТЬЕВ ВОЗДУШНЫЕ СЛОНЫ (Заметки писателя) Эта необычная конференция состоялась в Новосибирске В повестке дня ее значи­ лось: «Дирижабли на службу народному хозяйству». Дирижабли? Но зачем вспоминать о ди­ рижаблях в век ракет и гиперзвуковых са­ молетов? Дирижабль — не летательный аппарат, а воздухоплавательное сооружение, к не­ му, как ни к чему другому, подходит тер­ мин — корабль. «Дирижабль» — в переводе «управляемый» (вспомните: дирижер — уп­ равляющий). Дирижаблями стали звать управляемые аэростаты— большие балло­ ны, наполненные газом, который легче воз­ духа. Установленные на дирижабле двига­ тели служат только для горизонтального перемещения в пространстве, тогда как у самолета и вертолета большая часть мощ­ ности двигателей тратится не на скорость, а на поддержание их в воздухе. Неудиви­ тельно, что стоимость эксплуатации дири­ жабля в три раза меньше по сравнению с самолетом и в пятнадцать раз — по сравне­ нию с вертолетом. Дирижабль, с технической точки зрения, может иметь любые размеры. В небе места не занимать. В США, например, строится дирижабль с полезной нагрузкой до ста тридцати тонн. И это — далеко не предел. Радиус действия современных вертоле­ тов и подобных машин ближайшего буду­ щего ограничен сотнями километров. Сов­ ременные дирижабли могут пролетать без заправки горючим десятки тысяч километ­ ров Технически возможен воздушный ко­ рабль, способный облететь без посадки во­ круг земного шара с грузом в сотни тонн. Для тяжелых современных самолетов необходимы бетонные взлетно-посадочные полосы Дожди, ветры, туманы делают не­ возможными взлет и посадку. Дирижабли же могут взлетать, совершать рейсы и са­ диться в такую погоду, при которой невоз­ можно даже использование военной авиа­ ции. Практически дирижаблю безразлично, что под ним: тундра, тайга, горы, болота, промышленный центр или океан. Он может остановиться в воздухе, осмотреться, вы­ брать место для приземления, сбросить на землю гайдроп — причальный конец и не спеша опуститься в назначенном месте. Кроме того, дирижабль может поднять и перевезти на любое расстояние груз таких размеров, какие не укладываются в габа­ риты ни на одном виде транспорта. Представьте себе картину: над тайгой летит огромный корабль и несет многоквар­ тирный жилой дом, полностью собранный на заводе. Фантазия? Нет: выступивший на конференции работник Новосибирского строительного института т. Кузьмин говорил о перевозке дирижаблями готовых домов или многоквартирных блок-секций, опери­ руя инженерными выкладками. Нам нужно строить города на Севере, где каждый квадратный метр жилья обхо­ дится в 4—6 раз дороже, чем в средней по­ лосе, только из-за транспортных расходов. Московские, ленинградские, украинские, уральские машиностроители создают уни­ кальные агрегаты для новостроек Сибири, Крайнего Севера, Казахстана и зачастую большая доля труда конструкторов, инже­ неров и рабочих тратится на то, чтобы сде­ лать эти агрегаты разборными, сделать раз­ борными только для того, чтобы можно было перевозить их по железной дороге. Порой достигается это в ущерб качеству машин. А дирижабль мог бы взять со дво­ ра Ленинградского металлического завода им. X X II съезда партии готовую гидротур­ бину и перенести ее по воздуху прямо в машинный зал Красноярской ГЭС. Стоимость линии электропередачи от Ленской ГЭС, как подсчитано, будет равна стоимости строительства самой электро­ станции. И все потому, что для доставки опор надо рубить просеки, прокладывать дороги, гатить болота. А дайте прокладку

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2