Сибирские огни, 1965, №10
ВАДИМ ИНФАНТЬЕВ ВОЗДУШНЫЕ СЛОНЫ (Заметки писателя) Эта необычная конференция состоялась в Новосибирске В повестке дня ее значи лось: «Дирижабли на службу народному хозяйству». Дирижабли? Но зачем вспоминать о ди рижаблях в век ракет и гиперзвуковых са молетов? Дирижабль — не летательный аппарат, а воздухоплавательное сооружение, к не му, как ни к чему другому, подходит тер мин — корабль. «Дирижабль» — в переводе «управляемый» (вспомните: дирижер — уп равляющий). Дирижаблями стали звать управляемые аэростаты— большие балло ны, наполненные газом, который легче воз духа. Установленные на дирижабле двига тели служат только для горизонтального перемещения в пространстве, тогда как у самолета и вертолета большая часть мощ ности двигателей тратится не на скорость, а на поддержание их в воздухе. Неудиви тельно, что стоимость эксплуатации дири жабля в три раза меньше по сравнению с самолетом и в пятнадцать раз — по сравне нию с вертолетом. Дирижабль, с технической точки зрения, может иметь любые размеры. В небе места не занимать. В США, например, строится дирижабль с полезной нагрузкой до ста тридцати тонн. И это — далеко не предел. Радиус действия современных вертоле тов и подобных машин ближайшего буду щего ограничен сотнями километров. Сов ременные дирижабли могут пролетать без заправки горючим десятки тысяч километ ров Технически возможен воздушный ко рабль, способный облететь без посадки во круг земного шара с грузом в сотни тонн. Для тяжелых современных самолетов необходимы бетонные взлетно-посадочные полосы Дожди, ветры, туманы делают не возможными взлет и посадку. Дирижабли же могут взлетать, совершать рейсы и са диться в такую погоду, при которой невоз можно даже использование военной авиа ции. Практически дирижаблю безразлично, что под ним: тундра, тайга, горы, болота, промышленный центр или океан. Он может остановиться в воздухе, осмотреться, вы брать место для приземления, сбросить на землю гайдроп — причальный конец и не спеша опуститься в назначенном месте. Кроме того, дирижабль может поднять и перевезти на любое расстояние груз таких размеров, какие не укладываются в габа риты ни на одном виде транспорта. Представьте себе картину: над тайгой летит огромный корабль и несет многоквар тирный жилой дом, полностью собранный на заводе. Фантазия? Нет: выступивший на конференции работник Новосибирского строительного института т. Кузьмин говорил о перевозке дирижаблями готовых домов или многоквартирных блок-секций, опери руя инженерными выкладками. Нам нужно строить города на Севере, где каждый квадратный метр жилья обхо дится в 4—6 раз дороже, чем в средней по лосе, только из-за транспортных расходов. Московские, ленинградские, украинские, уральские машиностроители создают уни кальные агрегаты для новостроек Сибири, Крайнего Севера, Казахстана и зачастую большая доля труда конструкторов, инже неров и рабочих тратится на то, чтобы сде лать эти агрегаты разборными, сделать раз борными только для того, чтобы можно было перевозить их по железной дороге. Порой достигается это в ущерб качеству машин. А дирижабль мог бы взять со дво ра Ленинградского металлического завода им. X X II съезда партии готовую гидротур бину и перенести ее по воздуху прямо в машинный зал Красноярской ГЭС. Стоимость линии электропередачи от Ленской ГЭС, как подсчитано, будет равна стоимости строительства самой электро станции. И все потому, что для доставки опор надо рубить просеки, прокладывать дороги, гатить болота. А дайте прокладку
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2