Сибирские огни, 1965, №10

Такая примитивная техника обработки камня, самая простая и грубая из всего, что мы видели до сих пор в палеолите Монголии, наводила на мысль, что люди, оста­ вившие эти каменные изделия, находились на одной из первых ступеней культурного развития. Если бы мы нашли эту мастерскую-каменоломню где-либо в Европе или Африке, например в долине Нила, то не удивились бы, обнаружив там первые универ­ сальные орудия нижнепалеолитиче­ ского человека — ручные рубила. Но до сих пор еще ни у нас в Средней Азии, ни в Монголии не встречено ни одного рубила шелльско- ашельских форм. Может быть, как и предполагал в свое время крупней­ ший американский исследователь па­ леолитической культуры X. Мовиус, эти области входили в ту обширную азиатскую зону, первобытное населе­ ние которой, в отличие от его совре­ менников из Африки, Европы и южной Индии, вообще не знало ручных ру­ бил обычного типа? Может быть, они пользовались орудиями совершенно другого типа — не с заостренным кон­ цом, а с широким лезвием в виде сечки? Мовиус назвал эти примитив­ ные орудия — заменители европейско- африканских ручных рубил — чоппе­ рами (буквально — «сечками»), И в самом деле, можно ли безо­ говорочно согласиться со старой эво­ люционной точкой зрения на первобытную историю человечества, как на монотон­ ное и однообразное повторение одних и тех же традиционных приемов обработки кам­ ня, одних и тех же типов и форм каменных орудий? А если так, то значит перед нами и на самом деле был новый волнующий документ, памятник, показывающий, что уже в отдаленнейшем прошлом складывались какие-то своеобразные черты куль­ туры населения огромных областей земного шара, что глубинная Азия и в это время шла своими собственными путями. Дрофа привела нас в этот знаменательный день и к еще одному открытию, по- своему не менее важному, хотя и в другом роде. Неподалеку от места, где брали ка­ мень и обрабатывали его те первобытные мастера, о которых говорилось выше, на бортах неглубокой рытвины, проточенной в каменистой почве дождевыми водами, обна­ ружились каменные изделия иного типа, но тоже весьма древние. Среди них были широкие и относительно правильные по очертаниям пластины с параллельными гранями на их выпуклой стороне — на «спинке», как ее любовно называют мои собратья архео­ логи, влюбленные в свои камни. Впрочем, я их понимаю: камень, обработанный рукой древнего человека, несет на себе печать своего времени, техники определенной эпохи, имеет свое индивидуальное лицо, он похож на живое существо — так много в нем от самого человека, мастера и творца. Эти находки напомнили мне мустьерские вещи из Средней Азии, орудия неандер­ тальского человека из Тешик-таша, которые я обнаружил в 1938 году в горах Байсун- Тау, вблизи Аму-Дарьи. Среди пластин оказался и один инструмент, изготовленный из другой породы — не из метаморфизованного сланца, а из превосходного молочно-белого кремня. Он выделялся из всех других найденных здесь каменных вещей также особо тщательной и, вместе с тем, резко специфической техникой обработки. У него было массивное, крутое, почти с вертикальной ретушью острие, похожее на клюв. Это был Палеолитическое рубящее орудие (Оз. Орок-нор) чоппер

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2