Сибирские огни, 1965, №10
Священное обо у каменной статуи людей? Поколение за поколением складывают они в дар духам гор и ущелий родной земли валяющиеся вокруг булыжники, пока, наконец, не вырастает внушительная груда, увенчанная сверху палкой с развевающимся конским хвостом-бунчуком — этим тради ционным знаменем степных кочевников, под которым шли некогда в бой полудикие воины Чингисхана. Кто знает, может быть почитатели обнаруженной нами сегодня древней святыни стаскали сюда, сложили в свое священное обо также и каменные ору дия палеолитического человека? Эта мысль была тем вероятнее, что мы хорошо знали обычаи верующих монголов- буддистов: они не только сносят в кучи камни, валяющиеся поблизости, но и стремятся принести в дар богам все редкостное, в том числе редкие минералы и камни необычного вида. Некоторые из таких о б о представляют поэтому миниатюрные склады разного рода редкостей, своего рода первобытные музеи под открытым небом. Почему бы в та ком складе не могли найти место и необычные по форме камни со следами обделки и намеренных сколов, произведенных древним человеком? И действительно, среди обыкновенных булыжников мы обнаружили в этом обо то, что искали: оббитые гальки, ядрища-нуклеусы и даже хорошо отделанные, изготов ленные по всем правилам первобытной техники скребла и остроконечники Набожные почитатели Будды тщательно собрали сокровища находившейся здесь когда-то стоянки палеолитического человека. Первые горняки Монголии Вслед за Улан-Батором и долиной Орхона основным полем исследований срвет- ско-монгольской археологической экспедиции стали суровые просторы Гобийского Алтая. Старая теория о Центральной Азии как колыбели человечества все еще не давала нам покоя. И, естественно, чем больше мы приближались к величественным горным сооружениям в самом центре Азии, к Гобийскому Алтаю, тем ближе становилась для нас и разгадка этой старой проблемы, волновавшей поколения ученых. Ведь именно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2