Сибирские огни, 1965, №10
Рассчитаны были ЛДС на работу с тракторами «Беларусь», но нигде тракторы этого класса их не потянули. Для более мощных тракторов сеялки легки и, стало быть, недостаточно экономичны. Конструктивное несовершенство сказывалось во всем. Например, считается сеялка постерневой, но как раз по стерне-то и работает плохо, К тому же, машина очень слож на и громоздка. Нечего греха таить,— канадские образцы этих сеялок, которые имеются в распоряжении Целинной машинно-испытательной станции, и проще и прочнее. Види мо, пора почин ленинградцев и москвичей по производству продукции на уровне луч ших мировых стандартов подхватить и работникам сельскохозяйственного машино строения. А пока поведем речь о четырех грубых конструкторских просчетах, без исправле ния которых машина вообще не может работать. ЛДС запущены на «Сибсельмаше» в серию свыше трех лет назад — в 1962 году, а производить ее начали еше в 1960 году. Кокчетавцы не раз сообщали конструкторам «Сибсельмаша» свои критические замеча ния, но только 12 апреля 1965 года получили очень вежливый ответ от специального конструкторского бюро по сельскохозяйственным машинам этого завода. Его начальник В. Левицкий, ничего, конечно, не опровергая (где уж тут опровергать!), благодарит за критику. Он сообщает, что с 1964 года лущильники-сеялки улучшенной марки выпуска ются уже не «Сибсельмашем», а Красноярским заводом комбайнов. Однако работу по устранению недостатков ЛДС-4А ведет то же самое конструкторское бюро «Сиб сельмаша». Сообщает тов. Левицкий и такую радостную весть: «СКБ разработало для районов, подверженных действию ветровой эрозии, кон струкцию лущильника-сеялки ЛДС-6. Лушильник-сеялка этого типа служит для про ведения одновременного лущения, посева, внесения гранулированных удобрений в рядки и прикатывания кольчатыми катками. Захват шесть метров. Весной этого года первые шесть образцов этих машин пройдут испытания на полях ВНИИЗХа (Шортанды) и Целинной машинно-испытательной станции». Хочется верить, что испытание опытных образцов пройдет с высокой требователь ностью и не повторит печальную историю «недоношенного дитяти» конструкторов «Сибсельмаша» — ЛДС-4 и 4А. Что касается ошибок, то, по снисходительному тону письма главного конструктора, получается, что и шуме!ь-то вроде бы не о чем: ну, были недостатки в первой кон струкции, но она выпускалась только (!) полтора года, а в следующие полтора— «лу щильники-сеялки ЛДС-4А уже не имеют тех конструктивных недостатков, которые были в прежней конструкции ЛДС-4». Но почитаем дальше тот же ответ конструкторского бюро и вдумаемся: «В декабре 1964 года СКБ выпустило чертежи (только еще чертежи! — Н. В.) уси ленного прицепа, которыми должны снабжаться лущильники-сеялки с февраля 1965 года». Из того же письма видно, что лушильники-сеялки новой модификации (ЛДС-4А) выпускаются с июля 1963 года, но для устранения поломок новые шестеренки введены только через год — в мае 1964 года; через год же введен и шпренгель основного бруса; только с августа 1964 года усилены шарниры кардана, а сеялок ЛДС-4А с усиленным прицепом до окончания нынешней посевной Целинный край так и не увидел. Завод не в феврале, как обещал тов. Левицкий, а только в апреле 1965 года начал выпускать ЛДС с усиленным прицепом. Совершенно очевидно, что тов. Левицкий старается полуправду выдавать за прав ду. Практически же все три года два крупных завода выпускали недоброкачественную продукцию, которая без предварительного дооборудования на местах не годилась, не была приспособлена к производственным условиям, представляя собой явный конструк торский брак. Сколько всего несовершенных лущильников-сеялок выпустили заводы за эти годы и сколько их получили, скажем, районы Алтая или Сибири, нам неизвестно. Но в один
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2