Сибирские огни, 1965, №9
было создано поэтом, ж ивет и по праву занимает свое место в литературе. И в наши дни ни одно большое событие не проходит без взволнованного отклика поэта. Мы читаем в газетах его фельетоны и эпиграммы, встречаем его стихи на пла катах, его сюжеты — в сатирических кино- ж урналах. «Книга сатиры», «Молот и меч», томик стихов в «Библиотеке советской по эзии» — эти сборники, выпущенные Безы менским в последние годы, содерж ат и ряд его новых произведений. О самом же авторе очень мало знали читатели, его творческий путь не был про слежен ни в одной из критических работ. Вог почему своевременной и нужной яви лась книга О. Преснякова. Она написана живо, со знанием материала. В ней вы яв лены основные черты творчества поэта — его гражданственность, лиричность, ром ан тизм; в ней говорится о публицистическом накале поэзии Безыменского, о сюжетном постречии его стихов, которое обнаруж и вает наблюдательность автора, умение ти пизировать жизненные явления. Не скры вает критик и слабостей, недостатков твор ческой работы Безыменского — однотипно сти некоторых художественных решений, подчас — однообразия словаря. Любителей поэзии, а такж е историков литературы заинтересуют и те страницы книги, где говорится о поэтических сверст никах Безыменского — замечательных ли риках «комсомольской плеяды», с которы ми автор «Молодой гвардии» прошел дол гий творческий путь. То, что связы вало его с М. Светловым, И. Уткиным, А. Ж а р о вым, М. Голодным, было давно видно чи тателю , но то, в чем проявилось индивиду альное своеобразие каждого, становится предметом изучения только сейчас. Сооб раж ения, высказанные О. Пресняковым по эгому поводу, основательны и инте ресны. К сожалению , не все задачи, ставшие перед автором книги, успешно решены. О бозревая творческий путь Безыменского, критик переходит от одного произведения (или цикла) к другому, останавливается почти на каж дом из них. Это приводит к тому, что очерк жизни и работы поэта, кото рый прежде всего долж ен бы дать характе ристику его творческого лица, его литера турный портрет, превращ ается в собрание рецензий. Ж аль, что крайне скупо введены в книгу факты общественной биографии поэта, особенно материалы его деятельно сти в годы зарож дения комсомола (об этом сам Безыменский рассказал в брошюрах «Встречи комсомольцев с В. И. Лениным», «Н а первых съездах РКСМ »). Читатель о хош о познакомился бы с теми оценками, которые давали творчеству поэта видные современники. М. Горький, А. Л у начарский, Д Фурманов, В. М аяковский, Д . Бедный. Дмитрий Фурманов, побывав осенью 1923 года на одном из литературных вечеров, сделал в дневнике такую запись: «Что оставило след — это Безыменский со своими изумительными по насыщенности стихами». Л уначарский, по свидетельству его жены, артистки Н. Розенель, испытывал радостное оживление, когда к нему прихо дили Безыменский, Уткин и Ж аров, кото рые читали свои стихи. Демьян Бедный относил Безыменского к «революционно боевому сектору нашего поэтического фрон та», о чем говорил на первом съезде совет ских писателей. А когда Маяковского, на его отчетной выставке в ф еврале 1930 года, спросили: «Кого из нынешних поэтов вы считаете лучшими?», он ответил: «Безымен ского и Светлова». Конечно, были у современников и крити ческие высказывания о поэте. Горький одобрил поэму Безыменского «Феликс», по священную Ф Д зержинскому, но порицал автора за некоторые другие стихи. М ая ковский, поддерж ивая пьесу «Выстрел», го воря, что «эта вещь наша», обратил вни мание на черты подраж ательности в ее образном языке. К сожалению , автор книги не приводит ни тех, ни других отзывов — ни одобрительных, ни крити ческих. Чересчур бегло и не совсем убедительно обрисованы критиком связи творчества Б е зыменского с традициями русской поэзии. Они сведены, по сути дела, к отдельным литературным реминисценциям: в том или другом стихотворении (поэме) можно встре тить переосмысленный автором образ, по заимствованный из классической поэзии, а порою и обычный лирический перепев. Б о лее глубокое изучение этого вопроса по требовано бы прежде всего обстоятельного художественного анализа стихотворной са тиры Безыменского — той области, где наи более интенсивны его творческие поиски в последние годы. Поэт считает, что против мира старых чувств — против носителей чиновной тупо сти, пустословил, разгильдяйства, парази тизма — надо бороться всеми доступными нам средствами: «штыком издевки, ж алом шутки, бичом насмешки огневой». И здесь он не может пройти мимо богатейшего опы та, накопленного демократической сатирою прошлого, в особенности представителями русской поэзии шестидесятых-семидесятых годов. Он испытывает в своих стихах са мые разнообразные приемы сатиры — гро теск, пародию, пародокс; он свободно пере ходит от коротких эпиграмм и маленьких фельетонов к широким сатирическим обоз рениям; излюбленной формой его поэзии становится веселый куплет с выразитель ным острым рефреном,— и всюду он с оче видностью следует традициям поэтов доб ролюбовской «Искры», сатире Некрасова и песенкам Беранж е Как ни странно воп рос этот О. Пресняковым даж е не постав лен, хотя сатире Безыменского он отводит специальную главу. Все названные упущения следует учиты вать при знакомстве с книгой, которая в общем принесет свою пользу и будет про читана с интересом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2