Сибирские огни, 1965, №9
ф амилии начинаются на разные букзы? То ж е можно сказать и о многих других запи с я х 1 Отмеченные недостатки нисколько не ум аляю т ни значимости указателя, ни заслуг «го составителей, впервые собравших мате риал по важной теме. Цель моих зам еча ний — устранение этих недочетов в новом издании библиографии. М. Э в е н т о в ЛИРИК И ПУБЛИЦИСТ С реди критических очерков, изданных в последнее время, читатель несом ненно обратит внимание на книжку, оформ ленную в стиле поэтических сборников д в а дцаты х годов. Ее название — «Поэт из страны Комсомолия»2. Тот, кто возьмет в руки эту книжку, еще не знакомясь с ней, догадается: она рассказы вает об одном из старейших советских поэтов, создателе «Комсомолии» Александре Безыменском. С именем Бе-ыменского, с его поэзией связана юность нескольких поколений со ветских людей: кто из них не пел песни «Молодая гвардия» («Вперед заре навстре чу»), не знал стихотворения «Партбилет № 224332», написанного в дни прощания народа с В. И. Лениным? Многим памятна пьеса «Выстрел», поэма «Трагедийная ночь» В самых разных местах нашей стра ны позга встречали как посланца «П рав ды», участника агитационных рейдов, л и тературных бригад Путь, который проделал Безыменский за многие годы ли!ерагурной работы (его пер вые стихи были напечатаны в 1918 году), был нелегким, непростым. В своих юно шеских произведениях он следовал за по этами «Кузницы». Ощ ущ ая новизну рево люционного мира, стараясь охватить своим поэтическим взором великие перспективы борьбы, он — как и поэты «Кузницы» — впадал в риторику, отрывался от реальных жизненных явлений, писал о «строителях Вселенной» и «могучих сваях Мироздания». Но Безыменский был одним из первых, кто 1 Н ельзя не упомянуть о том. что уже после выхода указателя в свет в нашей печати появи. лись убедительные свидетельства беспримерной фальсификации, совершенной Анучиным (см. со общение Л. Азадовской в мартовском номере ж урнала «Новый мир» за 1965 г. и книгу Б. Яков лева «Ленин в Красноярске»), Эти материалы, по существу, аннулируют «воспоминания» Ану чина, сведения о которых вошли в указатель <№ 430 и 431). ! О. П р е с н я к о в . Поэт из страны Ком. сомолия. М . «Советский писатель», 1964. осознал необходимость вы рваться из по рочного круга отвлеченной поэтики «кузне цов». Он выступил со стихами, которые стали художественными манифестами борь бы за реализм и конкретность поэзии, за сближение с жизнью, с революционным творчеством масс («Поэтам «Кузницы», «Весенняя прелюдия»). Идеи эти объеди. пили Безыменского и других представите лей поэтической молодежи с Д . Бедным, В. М аяковским, утверждавш ими социали стический реализм в советской поэзии. Свое обращение к «будням» — к револю ционному пафосу деловой, практической работы поэт реализовал в стихотворениях «О валенках» и «О шапке», в поэме «Г о родок», осуждающ ей старый, косный быт, наконец, в цикле стихов «Из записок ком сомольца». Творческие искания Безыменского наибо лее ярко выразились в поэме «Комсомо лия». При всей своей романтической устрем ленности, она живо передала атмосферу суровых, пламенных дней 1919 года. Л а коничные зарисовки комсомольского быта — жизнь в труде, в тревогах, в друж бе, в боях за советскую власть — пронизаны ощ ущ е нием тех новых нравственных начал и отно шений между людьми, которые рождены революцией. Эти реалистические зарисовки перебиваются строфами возвышенной лири ки, песнями, афористически отточенными стихами, выраж ающ ими мировоззрение юных строителей нового мира. Высокая гражданственность и лиризм, умение видеть повседневную жизнь в большой перспекти ве, убеж дающ ая искренность чувств и че канная звучность стиха — все это опреде лило успех произведений, с которыми Б езы менский вошел в советскую литературу. Поэт столкнулся с известными трудно стями при попытке углубить темы своего творчества, философски осмыслить нашу эпоху (поэмы «Война этаж ей» и «Ш ахм а ты»), В произведениях второй половины двадцаты х годов он стал повторяться, гре шить многословием, риторизмом. И з этих трудностей его вывело обращение к новому материалу, к новым пластам жизни. В го ды пятилеток он обогатил свою поэзию картинами великих преобразований, кото рые наблюдал во время бесчисленных по ездок по стране. В последующее время он главное свое внимание отдавал стихотвор ной публицистике и сатире. Есть произведения, созданные поэтом в прошлые годы, которые нынче забы лись — они были писаны для своего времени и пе режить его не смогли. Есть произведения, которые в определенный период нарочито замалчивались, дабы не напомнить читате лю о деятелях революции, ставших ж ерт вами сталинского произвола (такова, на пример, судьба поэмы «Петр Смородин», воспевшей одного из организаторов комсо мола, славного питерского большевика; в двадцаты е годы школьники учили поэму наизусть, а в середине тридцатых ее у бра ли из всех библиотек). Но все-лучш ее, что
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2