Сибирские огни, 1965, №9

ф амилии начинаются на разные букзы? То ж е можно сказать и о многих других запи­ с я х 1 Отмеченные недостатки нисколько не ум аляю т ни значимости указателя, ни заслуг «го составителей, впервые собравших мате­ риал по важной теме. Цель моих зам еча­ ний — устранение этих недочетов в новом издании библиографии. М. Э в е н т о в ЛИРИК И ПУБЛИЦИСТ С реди критических очерков, изданных в последнее время, читатель несом­ ненно обратит внимание на книжку, оформ ­ ленную в стиле поэтических сборников д в а ­ дцаты х годов. Ее название — «Поэт из страны Комсомолия»2. Тот, кто возьмет в руки эту книжку, еще не знакомясь с ней, догадается: она рассказы вает об одном из старейших советских поэтов, создателе «Комсомолии» Александре Безыменском. С именем Бе-ыменского, с его поэзией связана юность нескольких поколений со­ ветских людей: кто из них не пел песни «Молодая гвардия» («Вперед заре навстре­ чу»), не знал стихотворения «Партбилет № 224332», написанного в дни прощания народа с В. И. Лениным? Многим памятна пьеса «Выстрел», поэма «Трагедийная ночь» В самых разных местах нашей стра­ ны позга встречали как посланца «П рав­ ды», участника агитационных рейдов, л и ­ тературных бригад Путь, который проделал Безыменский за многие годы ли!ерагурной работы (его пер­ вые стихи были напечатаны в 1918 году), был нелегким, непростым. В своих юно­ шеских произведениях он следовал за по­ этами «Кузницы». Ощ ущ ая новизну рево­ люционного мира, стараясь охватить своим поэтическим взором великие перспективы борьбы, он — как и поэты «Кузницы» — впадал в риторику, отрывался от реальных жизненных явлений, писал о «строителях Вселенной» и «могучих сваях Мироздания». Но Безыменский был одним из первых, кто 1 Н ельзя не упомянуть о том. что уже после выхода указателя в свет в нашей печати появи. лись убедительные свидетельства беспримерной фальсификации, совершенной Анучиным (см. со­ общение Л. Азадовской в мартовском номере ж урнала «Новый мир» за 1965 г. и книгу Б. Яков­ лева «Ленин в Красноярске»), Эти материалы, по существу, аннулируют «воспоминания» Ану­ чина, сведения о которых вошли в указатель <№ 430 и 431). ! О. П р е с н я к о в . Поэт из страны Ком. сомолия. М . «Советский писатель», 1964. осознал необходимость вы рваться из по­ рочного круга отвлеченной поэтики «кузне­ цов». Он выступил со стихами, которые стали художественными манифестами борь­ бы за реализм и конкретность поэзии, за сближение с жизнью, с революционным творчеством масс («Поэтам «Кузницы», «Весенняя прелюдия»). Идеи эти объеди. пили Безыменского и других представите­ лей поэтической молодежи с Д . Бедным, В. М аяковским, утверждавш ими социали­ стический реализм в советской поэзии. Свое обращение к «будням» — к револю ­ ционному пафосу деловой, практической работы поэт реализовал в стихотворениях «О валенках» и «О шапке», в поэме «Г о­ родок», осуждающ ей старый, косный быт, наконец, в цикле стихов «Из записок ком­ сомольца». Творческие искания Безыменского наибо­ лее ярко выразились в поэме «Комсомо­ лия». При всей своей романтической устрем­ ленности, она живо передала атмосферу суровых, пламенных дней 1919 года. Л а ­ коничные зарисовки комсомольского быта — жизнь в труде, в тревогах, в друж бе, в боях за советскую власть — пронизаны ощ ущ е­ нием тех новых нравственных начал и отно­ шений между людьми, которые рождены революцией. Эти реалистические зарисовки перебиваются строфами возвышенной лири­ ки, песнями, афористически отточенными стихами, выраж ающ ими мировоззрение юных строителей нового мира. Высокая гражданственность и лиризм, умение видеть повседневную жизнь в большой перспекти­ ве, убеж дающ ая искренность чувств и че­ канная звучность стиха — все это опреде­ лило успех произведений, с которыми Б езы ­ менский вошел в советскую литературу. Поэт столкнулся с известными трудно­ стями при попытке углубить темы своего творчества, философски осмыслить нашу эпоху (поэмы «Война этаж ей» и «Ш ахм а­ ты»), В произведениях второй половины двадцаты х годов он стал повторяться, гре­ шить многословием, риторизмом. И з этих трудностей его вывело обращение к новому материалу, к новым пластам жизни. В го­ ды пятилеток он обогатил свою поэзию картинами великих преобразований, кото­ рые наблюдал во время бесчисленных по­ ездок по стране. В последующее время он главное свое внимание отдавал стихотвор­ ной публицистике и сатире. Есть произведения, созданные поэтом в прошлые годы, которые нынче забы лись — они были писаны для своего времени и пе­ режить его не смогли. Есть произведения, которые в определенный период нарочито замалчивались, дабы не напомнить читате­ лю о деятелях революции, ставших ж ерт­ вами сталинского произвола (такова, на­ пример, судьба поэмы «Петр Смородин», воспевшей одного из организаторов комсо­ мола, славного питерского большевика; в двадцаты е годы школьники учили поэму наизусть, а в середине тридцатых ее у бра­ ли из всех библиотек). Но все-лучш ее, что

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2