Сибирские огни, 1965, №9

to не всегда забредает к нему». Именно в этих поисках счастья — пока еще очень ча­ сто чужого счастья — видит Вл. Лидин пафос внутренней жизни, внутреннего дви­ ж ения человеческих душ. Вот почему так много общего в героях лидинских рассказов при всем их разитель­ ном несходстве: они — герои, ибо преодоле­ вают немало невзгод (старость, болезни и одиночество, в том числе) и, наконец, находят свое счастье в этом преодо­ лении. Мастерство и талант Вл. Л идина ск аза­ лись в том, что новое жизненное явление он отразил не блокнотной записью и не очер­ ковой документальностью . Он писал расска­ зы, в которых вымысел уж е выполнял свою обязанность увеличительной линзы, не толь­ ко обобщ ая крупицы жизненных фактов, но и достигая этим обобщением м аксим аль­ ного эффекта. Люди, о которых рассказы вает Вл. Л и ­ дин, притягивают, привлекают симпатии, вы­ зы ваю т. ж елание им подраж ать. Все это становится возможно и потому, что Вл. Л и ­ дин не описывает — он показы вает своих героев в действиях, в поступках. Этот прин­ цип изображ ения человека, как известно, имеющий первостепенное значение в драме, И в рассказе долж ен бы стать преобладаю ­ щим. Л аконичность рассказа обязы вает к этому. Мы познаем человека, только увидев его действующим, и в сюжетной основе рассказа долж ны быть именно поступки ге­ роев. Очень важ ное качество лидинских рас­ сказов в том, что мы не только видим по­ ступки, но и узнаем их причины, присут­ ствуем при формировании мысли, диктую ­ щей действия. Так постигается слож ная диалектика жизни, так ее бесконечное движ ение оказы вается схваченным, по­ нятым и худож ественно воспроизведен­ ным. Рассказы Вл. Л идина, как рассказы о движении Времени и Человека, принципи­ ально важ ны для понимания особенностей нашего искусства, нашего метода. Рассказы писателей прошлого преиму­ щественно обращ ались к уж е сф ормировав­ шимся характерам , имеющим все признаки устойчивости и определенности: герой рас­ сказа был фигурой, условно говоря, стати­ ческой. Рассказы Вл. Л идина полны внут­ ренней динамики, и таково, очевидно, в аж ­ нейшее отличие рассказа нового типа, ко­ торый и в этом "отношении сохраняет бли­ зость к современной скульптуре. Вспомните, к ак идут навстречу ветру «Рабочий и кол­ хозница» Мухиной, как могуче и необоримо их движ ение вперед. Конечно, стилистика Вл. Л идина совсем иного звучания. Его ге­ роям чуж да монументальность и ром анти­ ческая преувеличенность, они приходят к нам как люди обычного масш таба, не вы зы ­ вающие никаких сомнений в своей допод- линности. И, наверно, поэтому их муж еству веришь особенно охотно человеку всегда хо­ чется верить самому себе. А. В ы с о ц к и й ЕЮВЕСТИ О РОЖДЕНИИ НОВОЙ СИЬИРИ В начале тридцатых годов, когда мощ ­ но развернулось социалистическое преобразование Сибири, писатели-сибиряки немало потрудились, чтобы своими произве­ дениями создать летопись человеческих дел того времени, не утратившую своего значе­ ния и в наши дни. В этом легко убедиться, прочитав книгу Михаила Никитина «Сибир­ ские повести»1, в которой собраны произве­ дения, в большей своей части посвященные тем годам в развитии социалистической Сибири. Подлинное худож ественное произведе­ ние не подверж ено «коррозии времени», оно продолж ает жить, несмотря на то, что дела и люди, изображ енны е в нем, принадлеж ат прошлому, без знакомства с которым нель­ зя хорошо осмыслить настоящ ее и будущее. Спустя более чем три четверти1' века, мы с интересом и волнением читаем сибирские рассказы В. Г. Короленко, воспроизводя­ щие перед нами Сибирь как «настоящее складочное место российской драмы». Мы благодарны этому большому художнику за его веру в будущее Сибири, за то, что он сквозь мрачную завесу сибирских тюрем и ссылки видел, как «Сибирь глянет иногда в человеческое сердце светлым, гуманным лучом». «Светлый, гуманный луч» новой жизни стал постоянно светить над Сибирью после Октябрьской революции, его сюда принесла советская власть. Примечательно, как это видно по рассказу М. Никитина «Тунгус с Х анныгара», что новые общественные отно­ шения устанавливаю т не только официаль­ ные представители советской власти, но и простые советские люди, проникнутые чув­ ством социальной справедливости и друж бы по отношению к малым народам Севера. Так, молодой сотрудник научной экспедиции Сергей К едров по велению души и сердца становится на зашиту эвенка Баргукана, вы дает ему «бумагу с новым законом», по которому бедному и голодному человеку разреш ается взять у богатого лишний хлеб. .Мы видим глубокий переворот в сознании Баргукана. Он вступает в смертельную схватку со своим врагом — мародером-тун- гусником Миколкой — не только из-за хле­ ба, но и, главным образом , в защ иту пробу­ дивш егося в нем человеческого достоинства. Знаком я читателя со многими интерес- ныйи историческими ф актами и с совре- 1 М. Н и к и т и н . Сибирские повести, Новоси.. бирск, Зап.-Сиб. кн. изд., 1964*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2