Сибирские огни, 1965, №9
Ot ОШ РЕНИЕ Л . «S» и н к ВЛАДИМИР ЛИДИН И ЕГО РАССКАЗЫ В последнее время много говорят, пи шут и спорят о рассказе. Одни уве ряют, что интерес к рассказу диктуегся стремительностью социальных перемен, ко торые легче и оперативнее схватываются малыми жанрами. Другие ссылаются на чи тательскую занятость. Третьи предлагают учесть потребности все возрастающего числа газет и тонких журналов. Ко всем этим соображениям мне хочется добавить еще одно, исходящее из самой специфики жанра. Среди изобразительных искусств есть только одно, в котором исчерпывающей и единственной целью является стремление познать и даж е как бы по-своему создать человека. Это искусство скульптора. О т брасывается фон, игнорируется антураж , сохраняется минимум внешних деталей, но ничто не в состоянии яснее и отчетливее передать идеал человека, его красоту и си лу, их гармонию, а порой и временный раз лад. Скульптура всегда предельно лаконич на, ибо она говорит о самом существенном в искусстве. Настоящий рассказчик должен быть сродни скульптору. Чем яснее раскрывается человеческий характер, тем выше и значи тельней рассказ История литературы знает много иных разновидностей этого ж анра. Иногда в цент ре рассказа — хорошо закрученная интрига, да еще с неожиданным Финалом. Иногда парадоксальная ситуация. Особенно энергич но живет этот тип рассказа на Западе, и мы в обиходе привыкли звать его новеллой. Проникал он и в русскую литературу, но всегда оставался чужд ее главному направ лению. Русские рассказчики, как правило, со храняли верность увлечению скульптурой. У нас всегда стоят перед глазами стан ционный смотритель и старосветские поме щики, кроткая и чудная, злоумышленник и человек в футляре. Д анко и Челкаш . З а частую именно в рассказах совершались важнейшие открытия, именно рассказы зн а меновали новый шаг в художественном освоении бесконечно развивающейся исто рии, точнее говоря, сдвигов и перемен во внутреннем мире человека. Рассказчики всегда шли впереди, и не только как р а з ведчики, но скорее как первооткрыватели. Эта традиция перешла и к советским пи сателям — от А. Неверова до И. Грековой, недавно нашедшей «за проходной» очень много интересных людей. А дабы не приво дить длинных списков, упомяну лишь о значении и влиянии шолоховской «Судьбы человека». С. Антонов в своей интересной книге «Письма о рассказе» пишет: «Рассказ — не большое эпическое произведение, состоящее из изложения события и типических моти вировок его». С этим трудно согласиться. Главная беда этого определения не в «са- модельности», о которой говорит сам С. Антонов, а в односторонности. Здесь скорее говорится о способе построения, чем о содержании, скорее о средстве — и то об одном из возможных средств, чем о цели. Центр рассказа (повторяю — того расска за, который стал ведущим в нашей литера туре) — не событие и его мотивировка, а человек, раскрытый событием. В этом, на верно, важнейшее отличие рассказа от по вести, от других эпических жанров. Рассказ очень нужен и писателю, и чи тателю. Д л я художника это попытка бы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2