Сибирские огни, 1965, №9
ние перед фронтовой реальностью, а в по следнюю минуту вспоминает никогда им не виденную знакомую по фотографии девуш ку. И развязный балагур Стайкин долж ен был, погибая, крикнуть в микрофон: «...Пе редай капитану, чго Сгайкин умирает как человек!» Ж изненность таких характеров, вероят ность таких поступков не ставится под со мнение Но эти характеры и эти поступки уж е были именно так, как у А. Злобина, интерпретированы и воссозданы ранее дру гими авторами. А надо, как видно, всякий раз начинать сначала, искать самому. Когда писатель «вступает» в войну, его за каждым поворотом подкарауливаю т опасности. В одну сторону пойдешь... сюда уж е и без тебя сто раз ходили, здесь все эпитеты захватаны , все колизии обыграны, д аж е из короткой пулеметной очереди выж ато все, что можно из нее выжать. В другую пойдешь... угодишь в трясину оригинальничания. Засосет, и охнуть не успеешь... М ежду тем опасности эти преодолимы. Пусть нелегко, но преодолимы. Реш ает тут способность автора, не огляды ваясь по сто ронам, рыть вглубь, за обыденностью бое вых ситуаций разглядеть человеческое свое образие героев. Б лагодаря прежде всего Володину, это му юношески наивному лейтенанту, едва ли не обязательному в каждой книге о войне, роман А. Ананьева «Танки идут ромбом» оказался в сфере читательского внимания. Силой своей индивидуальности Володин вы рвался из круга образов-двойников. При некоторой внешней похожести (она неиз бежна, ибо повествует о людях одного по коления, близких биографий), Володин вос принимает в романе мир и бой безотноси тельно к привычной литературной схеме. Тайна достоверности володинских чувств разгады вается с помощью биографии авто ра. Эго под!верж даю т не только удачи ро мана, но и слабости его. Л еж ащ ее за по рогом собственного душевного и жизненного опыта, собственных переживаний и реше ний А. Ананьеву дается менее полно и точно... Не ж аж дой встречи со святыми г°оргия- ми победоносцами времен Отечественной войны вызваны эги замечания и размышле ния. Но тоской по самым обыкновенным на шим людям, которые в июне сорок первого года взяли винтовку, а в мае сорок пято го — Берлин. Они не идут из памяти, хоть годы размываю т рубежи между фронтами и между месяцами, стирают черты братски дорогих лиц Все реж е застольные встречи; чаще скорбные телефонные звонки. И плывут ку мачовые подушечки с орденами, медалями. И хрипло звучат слова. Те ж е самые, что некогда у братских могил под Клином, О р лом, Киевом, Будапештом Ни одна, наверно, тема в нашей литера туре не знает такой ответственности перед живыми и мертвыми, как тема Великой Отечественной войны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2