Сибирские огни, 1965, №9
к ак Емельянов, либо устранялись от жизни, как вернувшийся из тюрьмы брат Броваль- •ского. А они, продолж авш ие жить, выпол нять долг, сраж аться, оказались словно стреноженными собственной неспособно стью додумывать до конца, быть до конца ■откровенными. И Щ ербатов не мог начисто ту все объяснить командиру дивизии Трой- никову, хотя молодой, толковый полковник l был ему симпатичен, близок и лучше дру- " гих способен его понять. Г. Б акланов свободен от предвзятости и огульных выводов. Не одни такие, как Л ап шин, будто на дрож ж ах, поднимались вверх, заполняя образовавш ийся вакуум. И Трой- никову подфартило, если он в двадцать во семь лет получил под начало дивизию. О станься Тройников жив, он в сорок пятом поведет на Берлин корпус, а то и армию. Но сейчас, в июле сорок первого, ему еще не под силу предопределить исход боя, об ъ ять все тайное и явное, отчего он зави сит. А многоопытный Щ ербатов ограничен в своих возможностях помочь Тройникову, сократить ту немалую дистанцию к полко водческой зрелости, которую предстоит пройти молодому комдиву. Тем более, что на ней появляю тся никак не обязательны е препятствия. Майор Ш алаев не успел сделать Трой никову чего-либо дурного, успел лишь не взлюбить его, невзлюбить стихийно, неосо знанно Начальник особого отдела корпуса не ж аловал тех, «которые умом живут, на всякую вещь умом своим посягают, под вергают сомнению, что им не положено.... Он не любил их и не доверял». Глухая не любовь усиливалась безошибочным чутьем Ш алаева — Тройников его не боится. (О Щ ербатове он так не дум ал, Щ ербатов, он знал, нетверд перед силой, которая стоя л а за ним, Ш алаевым ). Безбоязненность Тройникова шла скорее всего от его моло дости. Удар, как правило, наносился по лю дям щ ербатовского поколения, и Тройников мог позволить себе роскошь не задумы вать ся об э т о м , игнорировать Ш алаева. Недоверчивый ко всем проявлениям са мостоятельной мысли, убежденный, что т а кая мысль — всегда во вред государству, а думающие — волки, как ни корми, все р ав но в лес смотрят, Ш алаев имел исчерпываю щее объяснение фронтовых неудач: преда тельство. Он был убежден: мало, мало иско ренили врагов перед войной, и вот теперь торжествует измена: «...Лучше десять невиновных обезвредить, чем одного врага упустить. Сто невинов ных! Тогда бы не пришлось сегодня распла чиваться тысячами!». # Ш алаев субъективно честен. Но ш ала- евское мироощущение, темная неприязнь к интеллекту, подспудное недоверие к людям хилым, болезненным, слабым (от таких все- . го можно ж дать, то ли дело здоровый, всег да всем довольный человек), готовность послать на смерть сотню невинных — все это духовно сближ ает начальника особого отдела с теми, кто находится по ту сторону фронта. Они тож е ненавидят свободную мысль, презирают больных, немощных, ут верждаю т, что только физически сильное, здоровое имеет право на жизнь, для них проще простого отправить на тот свет сто или тысячу невинных. Когда мы читаем о гитлеровских фоторепортерах, отбирающих среди советских военнопленных людей м ало рослых, с асимметричными лицами, с физи ческими недостатками (пусть немцы в тылу убедятся, что их армия воюет против недо человеков, недостойных заним ать место на зем ле),— в памяти встает уж е погибший Ш алаев. Смерть Ш алаева — логическое заверш е ние его парадоксального существования. Ш алаев гибнет, принятый бойцами за пере одетого лазутчика. А сам он поначалу при нимает бойцов за враж еских парашютистов. Он стал жертвой подозрительности, кото рую распалял безгранично. Сцена гибели Ш алаева почти зеркально отраж ает предшествующую ей сцену рас правы над ни в чем не повинным учителем, якобы дававш им сигналы враж еским само летам. Там судьей выступал Ш алаев, и только чудо спасло несчастного учителя. А здесь он был подсудимым, а чудеса слу чаются не всякий раз... Сблизив обе сцены, Г. Б акланов право мерную и справедливую мысль прочертил с азбучной наглядностью , что, как известно, в художественной прозе не обязательно. Т а кое сближение выглядит нарочитым: очень уж непосредственно одно следует за дру гим, одно напоминает другое. Виной тому не композиционный рационализм (Г. Б а к ланов свободно ведет повествование, уве ренно передвигаясь во времени), а, п ож а луй, узкие хронологические и сюжетные р,-мки романа. В них писатель хотел, дол жен был втиснуть очень многое. И втиснул, лиш ь в сцене гибели Ш алаева невольно дав нам почувствовать эти рамки. «Июль 41 года» — книга не только о днях наступления, и не только о днял, им предшествовавших, но и о днях грядущей победы. Ибо тогда, в июле, началось пре одоление всего того, что предстояло преодо леть на четырехлетием пути к Берлину. Путь этот был извилист и несказанно т я ж ек на всех своих этапах. И по мере того, как дымка времени затягивает его, увеличи вается писательское стремление постичь са мое трудное и дорого оплаченное. Е сть в этом своя закономерность. Если зловещие события предвоенных лет обесценивали человеческую жизнь, а война запросто, походя, отнимала ее, то все по знанное за последние годы научило превы ше всего ставить жизнь, достоинство совет ского человека. И это обновленное знание обязы вает снова и снова искать причины неудач, неоправданных порой потерь. Н а войне, разумеется, всегда возмож ен неуспех, всегда существует множ ество при чин, от коих зависит, кто выйдет из боя с победой, а кто — с поражением. О днако это многообразие нетрудно свести к простой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2